БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ
POOR THINGS

Ирландия, Великобритания, США, Венгрия, 2023, 141 мин.
режиссер: Йоргос Лантимос
в ролях:
Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф, Ханна Шигулла и др.
18+

*   Премия Золотой Глобус, США, 2024: лучший игровой фильм (мюзикл или комедия). Номинации: лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая оригинальная музыка, лучшая женская роль (Эмма Стоун), лучшая мужская роль второго плана (Уиллем Дефо), лучшая мужская роль второго плана (Марк Руффало).
*   Премии американской киноакадемии 
Оскар , США, 2024: лучшая женская роль (Эмма Стоун), лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам, лучший грим и прически. Номинации: лучший фильм, лучший сценарий-экранизация, лучший режиссер, лучший оператор (Робби Райан), лучший монтаж, лучшая оригинальная музыка,  лучшая мужская роль второго плана (Марк Руффало).
*   Номинации на премию британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 2024: лучший фильм, лучший британский фильм года, лучший сценарий-экранизация, лучшая операторская работа, лучшая женская роль (Эмма Стоун), лучшие костюмы, лучший грим, лучшая работа художника-постановщика, лучший монтаж, лучшая оригинальная музыка, лучшие визуальные эффекты.

*   Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 2023: лучший фильм, приз студенческого жюри UNIMED Award.

Всего 97 призов и 409 номинаций!

Сенсация Венецианского кинофестиваля 2023 (Золотой Лев, восемь минут оваций, восторженные отзывы и скандальные обвинения от критиков и прессы) - грандиозная сага о самоидентификации женщины на перекрёстке стилей стим-панк, боди-хоррор, социальной драмы, готического фэнтэзи и эротической сказки для взрослых от греческого кинематографического fucking гения Йоргоса Лантимоса.

Дикий сплав Дэвида Кроненберга, Мэтью Барни и Вирджинии Вульф, звонкая пощёчина от уже казалось бы утраченного постмодернизма и свободы нашему унылому веку новой морали и новой этики. Это история обретения женщиной субъектности и сексуального раскрепощения в суровом патриархальном мире традиционных ценностей.

В фэнтезийной эдвардианской Англии в результате циничных опытов хирурга-патологоанатома Годвина Бакстера, или просто Года, то есть Бога (Уиллем Дефо в четырёхчасовом обезображивающем гриме) произвелась к жизни некая Белла (Эмма Стоун, она же продюсер фильма), тело которой он взял от свежей самоубийцы, выловленной в Темзе, а мозг...

Впрочем, здесь лучше не спойлерить, ибо происхождение мозга Бэллы - это отдельный сюжетный шок. Суть же в том, что мозг и тело явили собой забавное и пугающее несоответствие. И если в начале фильма это является поводом для целого каскада остроумных визуальных аттракционов и драматургических твистов , то постепенно кино обретает обороты, и путешествие Беллы по миру открывает нам много интересного об устройстве этого самого мира и человека в нём, а также о морали, о социальных и гендерных предрассудках, и, самое весёлое - о сексуальной жизни homo sapiens.

Фильм наполнен неожиданными и новаторскими приёмами использования киноязыка. Это вторая совместная работа Лантимоса и ирландского оператора Роби Райана, который работал над фильмами таких мастеров, как Стивен Фрирз, Салли Поттер, Кен Лоуч, Андреа Арнольд. В предыдущем фильме "Фаворитка" (2018) они с Лантимосом придумали использовать старейший фотографический объектив Петцваля, изобретённый в 1840 году, добившись странного и непривычного характера изображенияв некоторых сценах. В "Бедных-несчастных", действие которого происходит в конце хоть и фентезийного, но 19 века, они снова вернулись к опыту съемки на этот объектив, обогатив визуальную эстетику картины сверхширокими планами, контрастом строгого черно-белого и ядовито-цветного изображения, а также стилизованными под анимацию цифровыми эффектами.

Лантимос показывал оператору в качестве референса для движения камеры фильмы Райнера Вернера Фассбиндера, а сценаристу для вдохновения - "И корабль плывёт" Федерико Феллини, "Дневную красавицу" Луиса Бунюэля и "Молодого Франкенштейна" Мела Брукса. Среди других фильмов, вдохновляших его авторов: "Чёрный нарцисс" Эмерика Прессбургера и Майкла Пауэлла, "Дракула Брэма Стокера" Френсиса Форда Копполы, а также работы шведского невозмутимого киноабсурдиста Роя Андерсона.

 

 

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб