РАЗ, ДВА, ТРИ, ЗАМРИ!
UN, DEUX, TROIS, SOLEIL
режиссер: Бертран Блие
* Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1993: гран-при Европейской киноакадемии, лучшая мужская роль второго плана (Марчелло Мастрояни), лучшая музыка (Халед).
* Международный кинофестиваль в Стокгольме, Швеция, 1993: бронзовая лошадь за лучший фильм.
* Главная французская кинопремия Сезар, 1994: лучшая музыка (Халед). Номинации: лучший режиссер, лучшая актриса (Анук Гринбер), лучший актерский дебют (Мириам Буайе).
Один из лучших фильмов Бертрана Блие - это легко о серьёзном и и серьёзно о лёгком. Жизнь и приключения юной обитательницы бедных марсельских пригородов - это волшебный магический реализм и суровая правда жизни. Это чёрный юмор и откровенный разговор о самом важном. Это история взросления и сказка для взрослых о вечном детстве под забойные восточные ритмы. В этом фильме Блие использует свой любимый приём произнесения персонажами вслух мыслей и смешивания реальности и вымысла, из-за чего повествование происходит в режиме свободного потока сознания. Главную роль школьницы одновременно в разных возрастах сыграла удивительная 30-летняя актриса Анук Гриндбер, казалось бы, человек вообще без возраста. Она как наша Золушка / Янина Жеймо - вечный ребёнок, в котором так и не проснулся взрослый. Именно она стала музой режиссера в 90-е годы.
Первый сексуальный опыт, первая любовь, безумная мать, пьющий отец, теряющий память (и здесь внезапно – Марчелло Мастрояни собственной персоной), выход замуж за первого встречного. Жизнь взрослеющей девочки в почти африканском пригороде люмпенов, по сути, сурова и не сулит ничего хорошего. Но фильм даже в самых трагичных моментах озарён удивительным светом, смехом и жизненной силой. А фирменный эпатаж Бертрана Блие – на самом деле дзеновский удар палкой по голове, чтобы получить наконец просветление.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб