АМЕРИКАНСКИЙ ДРУГ
DER AMERIKANISCHE FREUND

Германия, Франция, 1977, 127 мин.
режиссер: Вим Вендерс
в ролях:
Деннис Хоппер, Бруно Ганц, Лиза Кройцер, Жерар Блен, Николас Рэй, Сэмюэл Фуллер и др.
16+

*   Немецкая телевизионная и журналистская премия Бемби, ФРГ, 1977: лучшая актриса (Лиза Кройцер).
*   Главная национальная кинопремия Deutsche Filmpreis, Германия, 1977: лучший фильм, лучший режиссер, лучший монтаж.
*   Каталонская национальная кинопремия Святого Георгия, Барселона, 1979: лучший иностранный актер (Бруно Ганц).
*   Номинация на премию Национального сообщества кинокритиков США, 1977: лучший оператор (Роби Мюллер).
*   Номинация на французскую национальную кинопремию Сезар, 1978: лучший иностранный фильм.

 

Ранний культовый фильм Вендерса снят в Гамбурге, Париже и Нью-Йорке. Обескураживающая криминальная история странной дружбы двух мужчин - владельца багетной мастерской в Гамбурге, больного лейкемией, и "талантливым мистером Рипли", американским арт-мошенником в экзистенциальном кризисе - пронизана фирменной вендерсовской меланхолией и атмосферой печали и упадка в духе кино нео-нуара. Пути двух уставших от жизни мужчин вдруг пересекаются на аукционе картин, и между ними зарождается подобие дружбы. Рипли втягивает своего нового знакомого в деятельность международного преступного картеля, и последующие остросюжетные события, несмотря на то и дело проскальзывающую абсурдность, на время придают их поблёкшей жизни какое-то подобие смысла.

Как всегда у Вендерса, кино - это не столько складная история, сколько сильнейшее энергетическое поле, в котором существуют ландшафты, городская архитектура (здесь редкая возможность увидеть любимые города образца 1977 года), стильные автомобили, дизайн, цвет, свет, эмоции, характеры, музыка и так далее. При всём философском складе его натуры, режиссера зачаровывают странные, почти сюрреалистические криминальные сюжеты, и в его руках они превращаются в завораживающие артефакты времени и пространства. Николас Виндинг Рефн происходит явно откуда-то отсюда.

А мистер Рипли - да, это тот самый аферист из романов Патриции Хайсмит, который стал впоследствии героем нескольких прекрасных фильмов и экранизаций, снятых совершенно независимых друг от друга. Его реинкарнация у Вендерса - одна из самых интересных.