СЪЁМКИ В ПАЛЕРМО
PALERMO SHOOTING
режиссер: Вим Вендерс
* Международный кинофестиваль в Бургасе, Болгария, 2009: специальный приз муниципалитета г. Бургас "Серебряная чайка".
* Номинация на немецкую национальную кинопремию Deutscher Filmpreis, Германия, 2009: лучший монтаж.
* Фильм-участник конкурсной программы Каннского международного кинофестиваля, Франция, 2008.
Лучшие фильмы Вима Вендерса - это нечто неизмеримо большее, чем просто рассказанные сюжеты, которые на самом деле не так уж и важны. Его фильмы - это энергетические центры притяжения огромного контекста из истории, музыки, кино, живописи, фотографии, философии и личных увлечений режиссера. Какая-нибудь на первый взгляд незначительная деталь при внимательном взгляде раскрывается целым микрокосмосом. О его кино можно много рассказать, даже не упоминая сюжет.
"Съемки в Палермо" - один из последних его фильмов, и даже на уровне названия это загадка. В нем обыгрывается английское слово shooting, которое означает одновременно и кино-фотосъемки и стрельбу из оружия. Русский перевод, к сожалению, включает в себя только одну сторону этой двойственности. Но оригинальный замысел строится именно на этой странной связи между фиксацией на пленку изображения и смертью.
Главной визуальной метафорой здесь стала фреска неизвестного средневекового художника из Палермо "Триумф смерти", в главной роли снялся немецкий рок-музыкант, вокалист группы Die Toten Hosen Кампино, а ему в партнеры явилась беременная Мила Йовович, которая сыграла саму себя перед самым рождением ее дочери в 2007 году, а также легендарный американский актер, режиссер и фотограф Деннис Хоппер - он сыграл буквально воплощение Смерти и через два года сам умер от рака. С Вендерсом его связывало помимо всего прочего и увлечение фотографией. По большому счету "Съемки в Палермо" - это поэтическое и кинематографическое исследование феномена фотографии.
Успешный и модный фотограф (привет Антониони) устал от жизни, его преследуют странные сновидения (привет Бергману), и он уезжает в Италию в Палермо для небольшой фотосессии своей беременной подруги Милы Йовович. Там его поглощает череда пугающих и даже мистических событий, а также знакомство с прекрасной девушкой, реставратором фрески "Триумф смерти"...
Фильм посвящен умершим в один день великим киноклассикам Микеланджело Антониони и Ингмару Бергману.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб