ПРОКОЛ
BLOW OUT
режиссер: Брайан Де Пальма
Номинация на премию Национального сообщества кинокритиков США, 1982: лучшая операторская работа (Вилмош Жигмонт).
Душераздирающая история молодого киноспециалиста по звуковым эффектам, который однажды случайно записывает на пленку звук автокатастрофы, спасает из тонущей машины красивую девушку и по записи пытается понять, что произошло той ночью, тем самым положив начало цепи драматических и даже трагических событий.
Тарантино называл Брайана Де Пальму величайшим гением своего поколения и отзывался об этом фильме как об одном из трех, которые он бы взял с собой на необитаемый остров. Действительно, в нем чувствуется явное влияние на будущий тарантиновский стиль, и даже Джона Траволту Тарантино оценил именно здесь, выведя его в разряд суперактеров через 13 лет в "Криминальном чтиве". Как бывает с многими шедеврами, эта картина провалилась в прокате: американская аудитория была разочарована странным невоодушевляющим финалом. Но в этом и суть. "Прокол" поражает своей особой мрачной атмосферой, что позже станет визитной карточкой Дэвида Финчера и необычным модернистским стилем, который мы позднее увидим во всей красе у Николаса Рефна.
Фильм повлиял на важных кинематографистов конца 20 века, но и сам вобрал в себя многие черты предшественников. Прежде всего, он базируется на идеях "Фотоувеличения" Антониони, которое в свою очередь выросло из "Окна во двор" Хичкока: во всех трех фильмов главный герой пытается понять истинную картину мира из случайных обрывков наблюдений, фотографий или, как здесь, аудиозаписей. И точно так же персонаж Траволты пытается раскрыть преступление, следы которого проступают сквозь казалось бы обычные ничего не значащие детали. Поражает сходство фильма со стилем позднего Фассбиндера: его "Керрель" выходит всего через год - оба режиссера обращаются к визуальной эстетике модернизма, которая в 80-х выглядит очень свежо и странно, а у Де Пальмы - особенно в сочетании с винтажным духом американской культуры (сюжет развивается на фоне празднования Дня освобождения).