ЕСЛИ...
IF...
режиссер: Линдсей Андерсон
* Международный каннский кинофестиваль, Франция, 1969: Золотая пальмовая ветвь.
* Номинации на премию британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1969: лучший сценарий, лучая режиссура.
* Номианция на премию Золотой Глобус, США, 1970: лучший иностранный фильм на английском языке.
* Номинация на премию американского сообщества кинокритиков, США, 1970: лучшая операторская работа (Мирослав Ондричек).
* Номинация на премию Гильдии писателей Великобритании, 1969: лучший британский оригинальный сценарий.
Первый фильм знаменитой сатирическо-драматической трилогии Линдсея Андерсена с элементами сюрреализма живописует жизнь в "старой доброй" британской школе для мальчиков конца 60-х, декларирущей традиционные ценности и киплинговские стоические идеалы, а на деле полной несправедливости, подавления, подчинения и сексуальных фрустраций. Фильм вызвал скандал благодаря шокирующему финалу, сценам буллинга и ассоциируется с контркультурой 1960-х годов, поскольку снимался в самом разгаре студенческих революций и молодежных волнений. Съёмки проходили в родном колледже режиссёра, а массовкой были ее реальные ученики. Фильм исследует природу насилия и власти, что являлось одним из самых ярких трендов в британском кино тех лет, которое рефлексировало закат некогда могущественной британской империи - и соответственно упадок и разложение традиционных социальных институтов. Целая система подавления личности разрушает жизни и растлевает души воспитанников колледжа, а сложный и сломленный герой Макдауэлла доходит до края пропасти, за которой стоит непоправимое…
"Если…" не только вошёл в историю под номером 12 лучших британских фильмов по версии Британского киноинститута, но и как кинодебют 23-летнего Макдаулла в роли Мика Тревиса. Этот персонаж станет героем двух других фильмов Андерсона, образующих "Трилогию Мика", растянувшуюся на 14 лет. Макдауэлл уже через три года взорвет кинематограф своей звёздной ролью у Стэнли Кубрика в "Заводном апельсине". Но уже здесь обнаружились те черты и та удивительная актёрская природа, которые и поразили Кубрика, искавшего бэд боя для своего фильма.
Название фильма происходит из первых строчек знаменитого пафосного стихотворения Киплинга, и снижает его даже на уровне написания: на экране мы видим его с маленькой буквы.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб
Если... (Перевод С. Маршака)
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновить свой труд,
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: "Держись!" -
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - человек!