СТРАСТИ ЖАННЫ Д'АРК
JEANNE D'ARCS LIDELSE OG DØD
Франция, 1928, 95 мин.
режиссер: Карл Теодор Дрейер
режиссер: Карл Теодор Дрейер
в ролях:
Мария Фальконетти, Эжен Сильвен, Антонен Арто, Андре Берлей, Морис Шюц, Жан д’Ид, Луи Раве, Арман Люрвиль, Мишель Симон, Жак Арнна
16+
* Международный кинофестиваль на Фарерских островах, Дания, 1928: лучший фильм.
* Национальный совет кинокритиков США, 1929: топ-10 лучших фильмов года.
* Премия журнала "Фотоплей", США, 1929: лучшяя актерская работа месяца (февраль), Мария Фальконетти.
Датчанин Карлос Теодор Дрейер — одна из ключевых фигур в истории кинематографа, а «Страсти Жанны д’Арк» — едва ли не главная картина в фильмографии режиссёра. Не раз она признавалась не только лучшим фильмом эпохи немого кино, но и непокоренной вершиной мирового кинематографа. «Жанной д’Арк» восхищались как современники (Сергей Эйзенштейн), так и классики современного авторского кино (Ларс фон Триер).
Основой фильма стали реальные протоколы допроса Жанны д’Арк, проведенного судом инквизиции в Руане в 1431 году, где она была подвергнута пыткам и затем сожжена на костре. Подобно своей главной героине, фильм прошел через неменьшие испытания: он неоднократно в буквальном смысле сгорал и восставал из пепла.
Сначала картину под давлением церковных властей (архиепископа парижского) подвергли серьезной цензуре, значительно изменив первоначальное содержание. А вскоре после парижской премьеры негатив оригинальной версии сгорел в пламени пожара на берлинской студии UFA. Режиссер смонтировал новую версию, включив в неё не вошедшие ранее дубли, но и этому изданию картины суждено было погибнуть в языках пламени (опять пожар, на этот раз в лаборатории).
Долго время фильм считался утраченным. Первая попытка восстановить ценнейший материал была предпринята в 1951 году, еще при жизни автора. Тогда французский киновед Жозеф-Мари Ло Дюка смонтировал собственную версию — на основе негатива фильма, найденного в архиве студии Gaumont. При этом картину, которую, по замыслу Дрейера, нужно смотреть в полной тишине, он сопроводил музыкой композиторов эпохи барокко, чем вызвал резкое недовольство режиссера. Но самое невероятное открытие ждало кинематографический мир впереди.
В 1981 году в Осло в кладовке психиатрической клиники обнаружили коробки с пленкой фильма «Страсти Жанны д’Арк». Причем прекрасно сохранившуюся именно авторскую версию. Позже усилиями Датского института кино и Парижской синематеки она была атрибутирована как подлинный фильм Дрейера — максимально близкий к оригинальному, самому первому монтажу картины. Восстановленная версия фильма вышла в прокат в 1985 году, а в 1994 году композитор Ричард Эйнхорн написал для нее ораторию «Голоса света», вдохновленную настоящими мелодиями и текстами Средневековья. Так фильм, наконец, обрел форму, которая сегодня считается классической.
Главную роль в картине сыграла французская театральная звезда Рене Фальконетти, которая блистала в лучших театрах Парижа. Работа у Дрейера стала для нее не меньшим испытанием, чем для ее героини суд инквизиции. Практически весь фильм режиссер строит на чрезвычайно выразительных крупных планах Жанны д’Арк. Именно лицо становится ареной страстей и тончайших душевных движений. Фальконетти приходится не терять концентрацию ни на секунду, постоянно демонстрируя полную сопричастность своей героине. Точно так же, как Жанна, Рене срезает свои настоящие волосы и льет настоящие слезы, порой натурально доводя себя до полуобморочного состояния. За полтора года, что длились съемки, Дрейер буквально измучил актрису своим перфекционизмом в работе. Фальконетти так и не смогла вполне оправиться после фильма и больше никогда не снималась в кино. Тем не менее результат их совместного творчества ошеломителен.
По мнению авторитетного американского кинокритика Полин Кейл, работа Фальконетти у Дрейера — «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку». Советский режиссер Глеб Панфилов, который мечтал снять собственную версию "Жанны", и поместивший отдельные эпизоды в фильм Начало с Инной Чуриковой в главной роли, считал, что «к феномену Жанны ближе всего подошли Дрейер и Фальконетти». Эйзенштейн назвал её «одной из прекраснейших» за всю историю кинематографа.
Текст портала «Культура.РФ» с дополнениями