НАЧАЛО

СССР, 1970, 86 мин.
режиссер: Глеб Панфилов
в ролях:
Инна Чурикова, Валентина Теличкина, Татьяна Степанова, Леонид Куравлёв Михаил Кононов Нина Скоморохова, Татьяна Бедова, Юрий Клепиков, Геннадий Беглов, Юрий Визбор
0+

В истории цивилизации мы помним личность, смерть которой на костре стала фактом и философским и художественным. К образу и судьбе Жанны д'Арк обращались и обращаются многие художники кино. Простой крестьянской девушке из провинции, выросшей среди коз и коров, суждено было стать одной из главных фигур столетней войны между французами и англичанами - войны, которая велась на территории Франции и смысл которой сводился в желании англичан поставить на французский престол свою династию Плантагенетов. То есть со стороны франции это была война за независимость, настоящая "народная война", появление в которой фигуры Жанны было символическим и духовным историческим актом.

Режиссер Глеб Панфилов мечтал сделать свою версию "Жанны", и фильм был уже практически придуман, как его запретили к производству. Фрагменты этой неснятой работы он гениально поместил в свой другой фильм, "Начало". Посредством кино Панфилов соединил здесь судьбы двух девушек: деревенской средневековой Жанны, которая испытала видение Архангела Михаила и осознала свою великую миссию спасти свою страну, и советской провинциалки с деревенским именем Прасковья, которая пробивается сквозь свою бытовую мещанскую жизнь наступающих 70-х к чему-то большому, светлому, вечному.

Фильм как раз зафиксировал эту надвигающуюся новую советскую эпоху стабильности и застоя. Культурные "буря и натиск" 60-х уходят, сталинизм остается все дальше в прошлом. Впереди у советского человека обустройство быта: "Паш, а давай торшер купим?" "Давай". Ну, казалось бы, какая здесь может быть Жанна, какое парение духа? Но Панфилов являет нам героиню, которая открывает в себе эту не дающую покоя двойственность, стремление вырваться из оков повседневности и мещанства куда-то в вечное, в историческое, в прекрасное. Двойственность эта высекает как драматические искры (Прасковья больше не может оставаться такой же, как окружающие и обречена на одиночество), так и комические: ситуации, реплики, диалоги фильма гениально точны и забавны - и вообще здесь чувствуется явное влияние Шукшина, который к концу 60-х был уже на пике своей славы.

Прасковья - неудачница и в любви и по жизни, мечтающая стать актрисой, но довольствующаяся ролью Бабы Яги в местной самодеятельности. Но именно ее увидел столичный режиссер в главной роли в своем фильме о Жанне д'Арк и предложил ей сниматься. Роль (а точнее, обе роли) играет молодая и невероятная Инна Чурикова. Она уже появлялась в кино в эпизодических ролях, обыгрывающих ее нестандартную внешность и провинциальную простоту: в "Я шагаю по Москве" - мимолетная девушка, выигравшая на конкурсе петуха. В "Морозко" - забойная Марфушка.

У нее должна была бы сложиться судьба Фаины Раневской, всю жизнь игравших комических дам и старух в эпизодах и тосковавшей по настоящим ролям ("Я - кладбище несыгранных ролей"). Ее родители были из рязанских, она родилась в Башкирии в эвакуации, в Москву семья переехала только после войны. Она была некрасивая провинциалка, которая мечтала стать актрисой - и раз за разом проваливалась на экзаменах в театральный. Поступила в Щепкина с третьего раза, перебивалась эпизодическими ролями, играла в ТЮЗе ту самую Бабу Ягу. Но все изменилось после знакомства с Глебом Панфиловым, который случайно увидел отрывок с ней по ТВ и понял, что в этой неказистой странной девушке сокрыты невероятные глубины. Так появилась ее первая главная роль: в фильме Панфилова "В огне брода нет", история простой хорошей девушки Тани Теткиной во времена страшной гражданской войны.

Вторая главная роль - как раз "Начало". Название это появляется в самом конце фильма вместо слова "Конец" и являет действительно начало нового большого пути актрисы. Никаких больше Баб Йог - впереди большие серьезные роли и в кино и в театре. А ее неканоническая внешность и неканонические интонации голоса стали ее визитной карточкой. Инна Чурикова ушла от нас 14 января 2023 года. Этот фильм - один из главных и лучших в ее жизни.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб