МЕФИСТО
MEPHISTO
режиссер: Иштван Сабо
* Премия американской киноакадемии Оскар, США, 1982: лучший иностранный фильм.
* Международный каннский кинофестиваль, Франция, 1981: лучший сценарий, приз ФИПРЕССИ.
* Премия итальянской киноакадемии Давид ди Донателло, 1982: лучший иностранный фильм, лучший иностранный актер (Клаус Мария Брандауэр). Номинация: лучший иностранный режиссер.
* Премия Национального синдиката киножурналистов Италии, 1982: лучший иностранный режиссер.
* Финская кинопремия Юсси, 1982: лучший иностранный актер (Клаус Мария Брандауэр).
* Премия Лондонского кружка кинокритиков, Великобритания, 1983: лучший иностранный фильм года.
* Премия Национального совета кинокритиков США, 1982: лучший фильм на иностранном языке.
* Премия международного кинофестиваля SESC, Бразилия, 1984: лучший иностранный фильм.
* Премия Ассоциации кинокритиков Турции, 1991: лучший иностранный фильм.
* Номинации на немецкую национальную кинопремию Deutscher Filmpreis, Германия, 1983: лучшее исполнение главной мужской роли (Клаус Мария Брандауэр), лучшее исполнение мужской роли второго плана (Рольф хоппе).
* Старейшая медиапремия Германии "Бэмби", 1983: лучший актер (Клаус Мария Брандауэр).
* Премия Гильдии немецких артхаусных кинотеатров, Германия, 1983: лучший иностранный фильм в прокате.
Экранизация романа Клауса Манна «Мефисто: история одной карьеры» (1936 год). Еще одна художественная вариация на тему средневековых легенд о докторе Фаусте, продавшего душу дьяволу в обмен на бесконечные земные блага. Венгерский гений Иштван Сабо перенес сюжет во времена фашизма. Его Фауст - это театральный актер, который видит в пришедших к власти нацистах шанс получить для себя успех и признание. Редкая хроника настроений в немецком обществе во время прихода к власти национал-социалистов, когда еще не было ни холокоста, ни газовых камер, ни войны, но творческая и интеллектуальная элита страны уже все понимала - и в ужасе эвакуировалась из страны. А кто-то оставлся, чтобы делать карьеру при новой власти. Выдающаяся работа австрийского актера Клауса Марии Брандауэра.
Для режиссера это был очень личный фильм, своего рода акт экзорцизма собственных демонов. В 1956 году в Будапеште восемьнадцатилетним юношей он принимал участие в демонстрациях и актах протеста против коммунистической диктатуры. Был арестован госбезопасностью, но остался на свободе ценой того, что ему пришлость подписать бумагу о "сотрудничестве". С февраля 1957 года на протяжении шести лет ведомство получило от Сабо 48 "характеристик" на его окружение. Наверное, их можно назвать доносами, хотя юноша писал крайне обтекаемо и острожно. Режиссер всю жизнь тщательно скрывал этот факт своей биографии, пока его не раскопали журналисты уже в 21 веке. Эти события остались на совести Сабо незаживающей раной всю жизнь, и в своем творчестве он снова и снова возвращался к теме сотрудничестве художника и тоталитарной власти, о том, сколь губительно для души и судьбы оказывается этот шаг.
В фильме характер главного героя претерпел изменения. Если у Манна, который писал роман в вынужденной эмиграции, это однозначный подлец и негодяй, то у Сабо, который видел в своем герое отчасти себя самого, актер Гендрик - сложная и трагическая фигура. Он все понимает и искренне пытается оставаться в стороне от политики, не делать людям зла, а кого-то даже спасать. Но на пути к понятным человеческим желаниям славы и признания приходится делать неизбежный компромисс за компромиссом - и вот уже актер оказывается в безнадежном омуте, из которого нет пути назад.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб