МОЛОХ
режиссер: Александр Сокуров
* Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 1999: лучший сценарий (Юрий Арабов).
* Открытый фестиваль российского кино Кинотавр, Сочи, Россия, 1999: гран-при, лучшая женская роль (Елена Руфанова).
* Премии российской гильдии кинокритиков, 1999: лучший сценарий (Юрий Арабов, лучшая операторская работа (Алексей Федотов), лучшая мужская роль (Алексей Мозговой), лучшая женская роль (Елена Руфанова). Номинации: лучший режиссер (Александр Сокуров), лучший художник (Сергей Коковкин).
* Номинации на премию Европейской киноакадемии, 1999: лучший фильм, лучшая операторская работа (Алексей Федотов).
Первый фильм тетралогии власти Александра Сокурова, в центре внимания которой проблема власти и банальность зла. Сокуров шел к ней долго, и приходит к простому выводу: нет никаких великих диктаторов и исчадий ада. Есть заурядные обыватели со своими комплексами, фобиями, заблуждениям, маниями, физическими и психическими болезнями. Они обычно живут рядом с нами и тихо портят жизнь окружающим и соседям. Но некоторых персонажей слепая судьба забрасывает на вершину власти и дают безграничную свободу над другими людьми и целыми народами. И тогда является во всей красе вся его истинная суть. Пропаганда работает и мифологизирует его, лишает его человеческих качеств и наделяет качествами былинного героя, спасителя мира и даже божества. Сокуров производит обратную процедуру и возвращает нам его изначальную человеческую сущность. Препарируя характеры знаменитых диктаторов, Сокурова не интересуют политические, социальные, военные аспекты. Его интересует человеческая природа.
Сейчас перед нами одни сутки из жизни Адольфа Гитлера, который закрылся от мира в своей мрачно горной резиденции и к которому съехались его постоянные визитеры: доктор Геббельс с Магдой, Мартин Борман и, конечно же, Ева Браун. Как будто нет войны, а есть веселая компания людей, которые шутят, наслаждаются жизнью, пьют и едят. Перед нами 1942 год, когда им казалось, что еще немного, и мир будет у их ног. Они пока не знают, что обречены, но мы, зрители, знаем. Мы сейчас вообще все знаем. И глядя на этих не блещущих интеллектом и культурой обывателей, которые почему-то вообразили себя властителями мира, можем задуматься о причинах той катастрофы. Кажется, единственный человек, который все знает и понимает про этого Адольфа - это Ева. Ее любовная линия в фильме неожиданна и пронзительна. Актриса Елена Руфанова получила призы за эту роль на Кинотавре, а сам фильм собрал главные российские кинопремии и приз за лучший сценарий в Каннах.
Гитлера блестяще играет питерский актер Леонид Мозговой, который годом позже появится во второй части тетралогии в роли Ленина - и это такой принципиальный жест художника. Здесь забавный доктор Геббельс. Сокуров иронизирует над его слегка женственным обликом и дал эту роль актрисе своей постоянной актрисе Ирине Соколовой. Причем в титрах она указана как Леонид Сокол.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб