ТРОПЫ СЛАВЫ
PATHS OF GLORY
режиссер: Стенли Кубрик
* Международный кинофестиваль на Фарерских островах, 1957: лучший сценарий, специальный гуманитарный приз.
* Гран-при бельгийской ассоциации кинематографистов "Grand Prix de l'UCC", 1959.
* Премия национального синдиката киножурналистов Италии, 1959: лучший иностранный режиссер.
* Финская национальная кинопремия Юсси, 1958: лучший иностранный режиссер.
* Премия американской гильдии сценаристов, 1958: лучший американский драматический сценарий.
Ранняя работа великого Кубрика: она начинается как типичный военный фильм, переходит в судебную драму, а оканчивается на пацифистской ноте. Фильм был не понят и даже запрещен в ряде стран, но подлинное признание он получил только с началом войны во Вьетнаме. Тогда далекие события Первой мировой, казавшиеся давно неактуальными, неожиданно отозвались больным нервом сегодняшнего дня, и эта картина стала одной из лучших антивоенных работ своего времени.
Действие фильма развертывается в 1916 году на Западном фронте, того самого, о котором писал Ремарк в своем знаменитом романе. Уже два года союзники продвигаются на несколько сотен метров вперёд, после чего неизменно отступают. Начальник корпуса генерал Брулар (Адольф Менжу) приказывает дивизионному генералу Миро (Джордж Макреди) атаковать неприступную вражескую позицию, прозванную Муравьиным холмом. Выполнение операции поручено полковнику Даксу (Кирк Дуглас), который командует пехотным полком.
Провал операции очевиден изначально, но когда атака заканчивается полной неудачей, генерал приказывает судить и расстрелять за трусость троих человек, выбранных произвольным образом. Полковник Дакс — в прошлом известный адвокат по уголовным делам — готовит речь в защиту своих солдат. Однако исход трибунала кажется предрешённым, ведь, по словам самого командующего, «лучший способ поддержания дисциплины — время от времени ставить к стенке кого-нибудь из подчинённых».
Фильм снят по одноименному роману Хамфри Кобба, который Кубрик еще подростком нашел в отцовской библиотеке. В ее основу легли подлинные факты, связанные с расстрелом в Суэне нескольких солдат из полка Жеро Ревейяка наподобие древнеримской децимации,
Сегодня этот фильм смотрится как важный антивоенный шедевр великого режиссера. Война в представлении Кубрика - это организованная форма всеобщего безумия, и на фоне этого безумия лишёнными смысла оказываются действия даже тех, кто сохранил остатки разума и человечности.