СТАРИК И МАЛЬЧИК
LE VIEIL HOMME ET L'ENFANT
Франция, 1966, 90 мин.
режиссер: Клод Берри
режиссер: Клод Берри
в ролях:
Мишель Симон, Ален Коэн, Роже Карель, Поль Пребуа, Люс Фабиоль и др.
* Международный кинофестиваль в Западном Берлине, 1967: Серебрянный медведь за лучшую мужскую роль (Мишель Симон), специальная Премия Международного комитета по распространению искусства и литеаратуры в кино C.I.D.A.L.C. Ghandi, премия Интерфильм.
* Кинофестиваль Острова Фаро, Нью-Йорк, США, 1967: "Золотой поезд" за лучший сценарий, Гуманитарный приз.
* Премия канзасского кружка кинокритиков, США, 1967: лучший иностранный фильм.
* Фильм вошел в десятку лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США.
Клод — восьмилетний еврейский мальчик, живущий в Париже во время нацистской оккупации. Он любит шалить и привлекать к себе внимание, поэтому из страха перед арестом и концлагерем родители отправляют его подальше от большого города в фермерскую семью, к пожилым родителям своих знакомых, выдавая его за обычного француза. (И это исторический факт: многие французские евреи именно спасали так своих детей от смерти). Перед отправкой в деревню родители дали Клоду дали новую фамилию, его научили католической молитве "Отче наш" и наказали мыться только в одиночестве (ведь евреев легко можно было вычислить по обрезанию). Новый дедушка мальчика "слишком много слушает радио" и разделяет общие для глубинного народа предрассудки, включая бытовой антисемитизм и ненависть к "Западу". Он убежден, что во Второй мировой войне виноваты евреи, коммунисты, масоны и, что хуже всего, британцы, которым никогда нельзя доверять. Он считает героем маршала Филиппа Петена, марионеточного лидера, правящего Францией под каблуком Германии. Дед пытается передать мальчику свои антисемитские идеи, мальчик подыгрывает старику, но так и не раскроет правду о себе. И это оказалось началом большой теплой дружбы.
Режиссер Клод Берри совешенно не впадает ни в морализаторство, ни нагнетание страстей, а снимает легкую импрессионистскую и безумно красивую черно-белую историю, каждый кадр которой - словно ожившая фотография из того времени. Он пристально всматривается в глубинный народ, который примерно везде и всегда одинаков, и очень точно фиксирует удивительное противоречие: хороший добрый человек может спокойно сочетать в себе дикие предрассудки, теории заговоров и пещерные фобии. Его ненависть к какой-то нации скорее диванняя, вирутальная, придуманная головой и внушенная пропагандой. И у нас, современных зрителей, остается большая надежда на то, что в столкновении с реальностью изначальная человечность победит подлый телевизор.