СОЛНЦЕ
режиссер: Александр Сокуров
* Премия "Ника", Россия, 2006: лучший сценарий (Юрий Арабов). Номинации: лучший фильм, лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам.
* Премия Гильдии кинокритиков России, 2006: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая музыка (Андрей Сигле). Номинации: лучший сценарий, лучшая работа художника-постановщика.
* Международный кинофестиваль "Золотой абрикос", Ереван, 2005: лучший фильм.
* Номинация на премию Национального синдиката киножурналистов Италии, 2006: лучший фильм.
* Фильм вошел в десятку лучших фильмов 2005 года по версии авторитетного киножурнала "Кайе дю синема" (Франция)
* Фильм-участник конкурсной программы Берлинале-2005.
Тихий медитативный шедевр Сокурова встроен в так называемую "тетралогию власти", серию фильмов о том, как заурядные люди оказываются на вершине власти и что с ними происходит. Режиссер исследует "банальность зла", то как физиология, быт, жизненное и духовное пространство человека порождают демонов. "Солнце" — это несколько месяцев из жизни японского императора Хирохито, фильм о том, как достойно могут заканчиваться войны и империи.
Ровесник века, Хирохито находился на троне более 60 лет, вплоть своей до кончины 7 января 1989 года. За время правления Хирохито Япония успела стать одной из ведущих колониальных держав, начать войну против США и Великобритании, оккупировать земли, значительно превосходящие собственную территорию, затем потерять свои приобретения и капитулировать. Как верховный правитель страны Хирохито несет ответственность за нападение на Перл-Харбор в 1941 году, а также за миллионы жертв военных действий в Юго-Восточной Азии. Но он же единственный политический деятель, принявший человечное решение из кризисной ситуации. 17 августа 1945 года Хирохито подписал капитуляцию Японской империи, а 1 января 1946 года публично отказался от статуса "живого бога".
Екатерина Богопольская
Власть не божественна и не сакральна, а могущественный властелин - это всего лишь человек, со своими слабостями, фобиями, страстями и болезнями. Образ японского императора, добровольно отказавшегося от своей божественной природы ради спасения нации и наступления мира стал для Сокурова важнейшим в его этике.