МАРИЯ
режиссер: Александр Сокуров
* 1–й Всесоюзный фестиваль неигрового кино в Свердловске, СССР, 1988: главный приз ареопага критиков, приз свердловских кинокритиков, приз и диплом спонсоров (Свердловского завода по обработке цветных металлов): «за… прекрасное художественное отображение образа женщины».
Документальные фильмы о деревне в те годы, когда молодой сотрудник Горьковского телевидения Александр Сокуров поехал в деревню снимать материал о передовой колхознице, были общим местом. Советская идеология требовала пропаганды колхозной жизни. Между тем, десятилетиями в стране крестьянский труд и самый уклад крестьянской жизни обесценивались и искоренялись вместе с крестьянской собственностью, без которой немыслима работа на земле.
Сокуров заказной портрет–клише подменил портретом, выполненным по закону искусства: пристальная правда материала открывает драматизм там, где на первый взгляд все вполне благополучно и образцово. Пастораль обернулась трагедией, личное и общественное бытие, чтобы просто состояться, потребовало от человека, женщины, крестьянки богатырских усилий, которых не могло хватить на одну жизнь. Этих усилий противостояния: упадку, оскудению, обезличению — недоставало нескольким поколениям целого народа. Историческая панорама открылась за портретом скромной самоотверженно–трудолюбивой русской крестьянки.
Первая часть картины, сделанная до поступления во ВГИК, стала и дипломной работой Сокурова, которому начальство института не позволило защищать диплом фильмом «Одинокий голос человека», снятым вне всяких норм. Первую часть «Марии» Сокуров снимал сам еще и как оператор.
Вторая часть — это поездка через девять лет уже ленинградского режиссера Сокурова со съемочной группой в ту же деревню под Горьким, где жила и задолго до старости закончила свою жизнь его героиня. Сокуров снимает финал трагедии, раскаты которой расслышал еще в пасторали.
Александра Тучинская, официальный сайт Александра Сокурова