КУРОЧКА РЯБА
режиссер: Андрей Кончаловский
* Фильм-участник основного конкурсного показа Каннского кинофестиваля (1994).
* Кинофестиваль «Киношок», Анапа, Россия, 1994. Большой приз жюри режиссёру (А. Кончаловский) и актёрам (Г. Егорычев и А. Сурин) «За верность теме и за движение художественного сознания».
* Номинация на приз российской Киноакадемии «Ника», Россия, 1994: «Лучший игровой фильм» и «Лучшая женская роль» (И. Чурикова).
Это история про деревенскую бабу и ее курицу. Подвыпив, она с ней разговаривает. Курица иногда отвечает, иногда – нет. Зовут главную героиню – Ася Клячина (Инна Чурикова), что совсем не удивительно. «Курочка Ряба» - продолжение легендарного фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной» 1967 года. Но если первая Ася – идеализированная, нежная, чудная, то вторая – сварливая баба в очках, с папиросой, слюняво пересчитывающая деньги. Да-да, ведь минуло больше 25 лет! По этой Асе танком прошла жизнь. Теперь она может за себя постоять в любой ситуации. Даже когда в её доме появляется курица с золотым яйцом и вся деревня из чувства зависти готова эту курицу раздавить.
Кончаловский шел к продолжению «Аси» несколько лет. Сначала, когда он еще жил в Америке, возник замысел сделать фильм о русской зависти в форме сюжета про курочку Рябу. Потом пришла идея поместить эту историю в знакомую среду, ту, где снимали «Асю». Почему бы и нет? – большинство из участников картины были еще живы. Действительно, когда Кончаловский приехал в Безводное, село, где снимали «Историю Аси Клячиной», оказалось, что до этого дня не дожили только двое – Прохор и дед Федор Михайлович. Остальные жители снова снимались в новом фильме. Во время съемок режиссер поймал себя на мысли, что снимает картину не с точки зрения Аси, а с точки зрения курицы: подсознательно ставит камеру на пол – на высоту куриной головы. И это не случайно. Курочка Ряба – центральный персонаж. Если бы не она, не было бы и золотого яйца. Из-за этого яйца и вскипают страсти. Снежным комом нарастает зависть. В России картину не приняли. Упрекали Кончаловского в том, что он снял антирусский фильм (ирония судьбы: когда – то «Историю Аси» упрекали в том, что это фильм «антисоветский»!). Премьера фильма прошла на телевидении с обсуждением в прямом эфире. Зрители говорили, что Кончаловский показал только отрицательные стороны жизни. Что в русской деревне так не пьют. Что люди не дикари. Упрекали Кончаловского в пессимизме. Но за словом «пессимизм» стоит неверие в человека. А Кончаловский часто подчеркивает: он в человека верит. И человеческий оптимизм – это не когда веришь, что все обстоит хорошо и дальше будет еще лучше. Оптимизм по Кончаловскому - это когда хорошо не будет никогда, но надо жить в этом и с этим. Нести свой крест. Найти в себе силы жить, зная, как мы далеки от совершенства.
(по материалам сайта Андрея Кончаловского)