ПАРАД ПЛАНЕТ

СССР, 1984, 91 мин.
режиссер: Вадим Абдрашитов
в ролях:
Олег Борисов, Алексей Жарков. Пётр Зайченко, Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Сергей Шакуров и др.
6+

*   Международный фестиваль неореалистического кино в Авеллино (Италия), 1985, приз «Золотое плато».
*   Участник международного кинофестиваля в Венеции, Италия, 1985

Редкое астрономическое явление — парад планет — оказывает странное влияние на нескольких мужчин. Шестеро сорокалетних людей жили совершенно разной жизнью. Но неожиданно они вместе отправляются по повестке на военные сборы, и "условно убитые" попадают в странный потусторонний мир: остров воспоминаний, город женщин, царство старости.

Аллегория как метод повествования выделяет фильм «Парад планет» в фильмографии режиссера. «Парад планет» — фильм, в котором название определяет не только некое космическое пространственное событие, но историю развития героев картины. Небесный маскарад повторяет мытарство душ персонажей. Не зря герои постоянно всматриваются в небо, скрытое как от них самих, так и от зрителя. Фильм был показан в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.

«Неожиданностью стал поворот в сторону гротеска и чистой аллегории в «Параде планет». Впервые Миндадзе с Абдрашитовым так откровенно пользуются киноцитатами (феллиниевский «Город женщин», например) и вообще сознательно расширяют культурный слой. ”Парад планет” был задуман и написан на несколько лет раньше, чем снят, но его осуществлению помешала начавшаяся афганская война. Могла ли иначе, нежели как неуместный намек, быть воспринята первая фраза сценария: «Судьба явилась бритоголовым солдатом-первогодком, в сумерки вышедшим навстречу из подъезда»? «Парад планет» — едва ли не в первую очередь фильм о мужской дружбе, сильной и страстной, как любовь — завершает первый период Абдрашитова и Миндадзе. С переходом в новое экономическое, моральное и эстетическое состояние эти девственно чистые понятия перешли в число реликтовых. Как и тандем Абдрашитов-Миндадзе, которому практически не сыскать аналогов в мировом кино», Андрей Плахов, «Сеанс».