ДУХОВ ДЕНЬ
режиссер: Сергей Сельянов
Иван Христофоров открывает в себе странное свойство предчувствовать взрывы. Пытаясь понять причину и смысл этой необычной способности, он обращается к фамильной истории. Внимание секретной государственной службы не сулит Христофорову ничего хорошего. Фильм «Духов день» — мысленное путешествие героя в своем прошлом, несущем отпечаток детского мировосприятия, и настоящем, временами столь же напоминающем сон.
"Нарушает равновесие исполнитель главной роли Юрий Шевчук. Непримиримый лирик, горлан и главарь, он словно бы тестирует мир фильма, что называется, ставит пробы и проверяет на вшивость. Психологическое измерение в «Духовом дне» не задано, и «никакой актер» Шевчук от этого только выигрывает. Он предъявляет усмешку бывалого, знатока, морального авторитета и гуру. Лидер контркультуры 1980-х гг. укореняет мифопоэтический мир фильма в исторической реальности. Он пришелец, такой же читатель Маркеса, такой же лже-Христофоров, как и мы, зрители. Шевчук — наш человек в зазеркалье. Это создает отдельный эффект. Отождествившись с Шевчуком, образованный зритель может на время почувствовать себя внутри неподвижного «русского космоса», в самой гуще «христофоровых». Их загадочный, антиисторичный, неуправляемый мир непознаваем, пускай Запад утрется — вот послание авторского коллектива «Духова дня» потомкам. Между тем, герой, подотчетный своему дару и не умеющий выделиться из толпы себе подобных безвольных «талантов», не может двигать сюжет, не может встать в центр истории, а тем более Истории. Сельянов еще раз попробует сделать нечто подобное в фильме «Время печали еще не пришло» — и замолчит, оставит режиссуру, уйдет в продюсирование, радикально изменив стратегию. Его «Духов день» — в том числе и свидетельство короткой предрыночной эпохи предельного могущества «советского художника», которому разрешили все и который интересуется только зрителем-союзником, человеком «своего круга». Продюсер же Сельянов выберет в ориентиры широкого зрителя, прокат и кассу. А от своеобразного руссоизма «Духова дня», утверждающего перспективность кровно-родственных отношений и ущербность индивидуализма по западному образцу, окажется всего полшага до спродюсированных Сельяновым примечательных балабановских «Братьев», где подобная идеология то ли воспевается, то ли пародируется. Скорее, впрочем, и то и другое".