ГЕРОЙ
英雄

фри донейшн

Китай, Гонконг, 2002, 108 мин.
режиссер: Чжан Имоу
в ролях:
Джет Ли, Тони Люн Чу Вай, Мэгги Чун, Чжан Цзыи, Донни Йен, Чэнь Даомин и др.
12+

*   Международный Берлинский кинофестиваль, Германия, 2003: приз Альфреда Бауэра
*   Гонконгская кинопремия, 2003: лучшая операторская работа, лучшая работа художника, лучшие костюмы и грим, лучший звук, лучшая музыка, лучшие визуальные эффекты, лучшая экшн-хореография. Номинации: лучший фильм, лучший сценарий, лучшая режиссура, лучший монтаж, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана.
*   Главная национальная кинопремия Китая "Золотой петух", 2003: лучшая режиссура, лучший звук, лучшая работа художника, лучшая копродукция.
*   Премия "Золотая баухиния", Гонконг, 2003: лучшая операторская работа. Номинации: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана.
*   Премия Азиатской ассоциации кинокритиков, 2003: лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучшая работа художника. Номинации: лучший фильм, лучший сценарий, учшая актриса, лучшая актриса второго плана.
*   Номинация на премию Американской киноакадемии "Оскар": лучший фильм на иностранном языке.
*   Номинация на премию Голливудской ассоциации иностранной прессы "Золотой глобус": лучший фильм на иностранном языке.
*   И другие. Всего 46 премий\наград и 48 номинаций

Герой по имени Безымянный (Джет Ли) приходит ко двору правителя земли Цинь (Чень Даомин). Он рассказывает о том, как расправился с врагами, желавшими убить властелина: Сломанным Мечом (Тони Люн Чу Вай), Летящим Снегом (Мэгги Чун) и Небом (Донни Йен).

Согласно апокрифу, Цинь Шихуанди обрел величие после того, как наемнику не удалось его убить; правление жестокого и мудрого императора стало высшей точкой в истории Древнего Китая. Точно так же «Герой» стал пиком карьеры Чжана Имоу — экс-диссидента, первого режиссера своей страны, победившего на иностранном фестивале и номинированного на «Оскар». После «Героя» он стал и любимцем властей, и по-настоящему популярной фигурой на родине. Изысканно-сложный детективный сюжет, настраивающий на повторный просмотр, упакован в невероятную обертку. Каждый поединок — отдельный спектакль, от которого невозможно оторвать глаз. Каждая из «глав» решена в определенной цветовой гамме (красный, он же «ложь»; синий, он же «заблуждение»; белый, он же «истина»), которой подчиняются и колоссальные декорации, и неправдоподобная массовка — до 18 тысяч человек. За камеру отвечает кудесник Кристофер Дойл — иног­да кажется, что для съемок этого фильма он научился летать; тягучую и завораживающую музыку написал лучший китайский композитор Тань Дунь. В общем восторженном хоре едва были слышны возмущенные вопли былых поклонников Чжана: «Ты предал нас! Ты сдался! Теперь ты служишь им­ператору!» Возможно, доля правды в этом была. Как настоящий герой, Чжан пожертвовал собой — и теперь он не столько режиссер, сколько постановщик пекинской Олимпиады. Зато режиссеры нового поколения на фундаменте его старых фильмов могут снимать радикальное кино, как когда-то делал он сам.

Антон Долин, Афиша.