ПУГАЛО

300 ру

Россия, 2020, 72 мин.
режиссер: Дмитрий Давыдов
в ролях:
Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров, Анилена Гурьева
16+

*   Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», Сочи, Россия, 2020: лучший фильм, лучшая женская роль, приз Гильдии киноведов и киноктритики.
*   Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого», Россия, 2020: приз зрительских симпатий.
*   Международный кинофестиваль в г. Тромсе, Норвегия, 2021: приз "Вера в кино".

Мистическая драма о знахарке, которая живет в якутской деревне. Все жители деревни сторонятся и боятся ее, но тайком по ночам спешат к ней домой. Ведь только она может избавить их от болезней. А для нее это — проклятие, она каждый раз клянется, что не будет больше помогать людям, но каждый раз не может им отказать. Она знает, что ее дар когда-нибудь ее погубит, но продолжает быть для людей единственным шансом на спасение.

Эта картина – третья полнометражная работа Дмитрия Давыдова, в которой он также выступил продюсером и сценаристом. Это образец независимого кинематографа с бюджетом на производство в полтора миллиона рублей, а сам Дмитрий Давыдов – один из лидеров арт-кино в Якутии. Его фильмам свойственна ориентация на местный контекст — и в камерности историй, возведенныхязыком кино до масштаба универсальных, и в привлечении непрофессиональных актеров, часто артистов любительских театров. Съемочныегруппы также состоят исключительно из якутских кинематографистов. В 2014 году его первая полнометражная работа «Костер на ветру» попала более чем на 20 международных фестивалей, а 2019 Дмитрий выпустил на территории Якутии фильмы «Река» и «Нет бога кроме меня», которые имели также и фестивальный успех.  Покорив и жюри, и критиков, и зрителей, картина «Пугало» стала не только главной сенсацией фестиваля, но и одним из самых ожидаемых фильмов всего российского проката.

АНТОН ДОЛИН, главный редактор журнала «Искусство кино»:
«Пугало» абсолютно самобытно по киноязыку – суровому, тяготеющему к монохромности, но предельно далекому от противоестественного любования уродством и бедностью, в ересь которого нередко впадает российское фестивальное кино. Мир «Пугала» безусловно красив пугающей, первобытной красотой, и это в равной степени касается природы (стихия фильма – снег), интерьеров и удивительных лиц актеров, среди которых, как всегда у Давыдова, есть и непрофессионалы. Нам хочется верить, что «Пугало» станет одной из причин, по которой зрители захотят вернуться в кинотеатры и попробовать на себе магию, поразившую жюри «Кинотавра».                                                                           

ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ, режиссер фильма:
«В глобальном смысле «Пугало» — история о жертвенности. Идея снять об этом фильм зрела во мне 10 лет. Сначала я просто пытался написать рассказ о знахарке, думал над этим, а потом забыл, переключился на другие проекты. Но в 2019 году вернулся к своей мысли – время пришло. Главную героиню фильма тяготит внутренняя трагедия. Но несмотря на дар исцелять других, себе она помочь не может. Единственный путь к спасению от грандиозного стресса и попыток заглушить боль – самопожертвование.  Перед нами встаетвечный вопрос: жить самому, чтобы было спокойно и комфортно, либо заботиться о других. Вот только отдать себя другим придётся полностью: страх односельчан перед необъяснимым даром Пугала делает их безжалостными. Общество жестоко отвергает заблудшего, потому что не способно понять истоки его нелюдимости. Я поддерживаю ценность общих понятий справедливости, чести, совести, при этом в моих фильмах нет выраженных антагонистов. Нет плохих и хороших, у каждого свой взгляд на вещи. Необходимо всего лишь умение слышать друг друга. Но чем ближе к развязке, тем Пугало молчаливей — а потом наступает полная тишина».

О ФЕНОМЕНЕ ЯКУТСКОГО КИНО.
Кино Республики Саха – редкий пример системно функционирующего локального кинематографа. Важно, что в Якутии снимают именно этническое кино.  Фильмы с разной периодичностью производятся и в других национальных субъектах РФ: в Бурятии, Чувашии, Татарстане, где преобладает кино региональное – фильмы на русском языке, ориентированные на столичные или голливудские образцы, но с местными актерамии «краеведческим» антуражем. Этническое же кино делается на родном языке, для национальной аудитории, оно основано на архетипах традиционной культуры, в каком бы жанре картина не была снята: комедия, ужасы, мелодрама. Уникальность якутского феномена во многом объясняется географическими и демографическими факторами. Республика Саха и сейчас остаётся своеобразным «островом»: железнодорожные ветки обходят её центр стороной, в Якутск можно добраться только по воздуху, что тормозит потоки миграции, так что народ саха относительно монолитен, что позволяет сберечь самосознание и язык( Сергей Анашкин, журнал «Искусство кино»).