БРАЗИЛИЯ
BRAZIL
режиссер: Терри Гиллиам
* Премия Британского киноинститута, Великобритания, 1986: за техническое совершенство.
* Премии Британской киноакадемии, Великобритания, 1985: лучшая работа художника-постановщика, лучшие спецэффекты.
* Премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 1985: лучший сценарий, лучшая режиссура, лучший фильм.
* Премии Сообщества кинокритиков Бостона, США, 1985:лучший актер второго плана (Иен Холм), специальное упоминание за работу художника-постановщика.
* Номинации на премию Американской киноакадемии Оскар, США, 1985: лучший сценарий, лучшие декорации.
* Номинация на международную премию в области научной фантастики Хюго, 1986: лучший сценарий.
* Номианция на пермию Национального сообщества кинокритиков, США, 1986: лучший актер второго плана (Иен Холм), лучший сценарий.
В тоталитарном обществе будущего идет нескончаемая антитеррористическая операция. В результате орфографической ошибки клерка из Министерства информации жизнь другого почти точно такого же клерка (Прайс) непоправимо меняется: прежде летавший лишь во сне, он влюбляется в грубоватую девицу (Грейст), по недоразумению объявленную террористкой, и сам неожиданно становится врагом государства.
«Бразилия» — это Оруэлл, переписанный Хармсом, Фриц Ланг, переснятый братьями Коэн, некролог, пересказанный в форме анекдота. Обращение участника «Монти Пайтона» к тяжеловесному и праведному жанру антиутопии странно лишь на первый взгляд: что может быть более абсурдным, чем будущее? Гиллиам, никогда не живший в СССР, гениально угадал эстетику тоталитаризма: гиллиамовский дивный новый мир — ржавое, затянутое паутиной царство всеобщего бардака, где главный враг не министр, не следователь, не палач, а сантехник. Иррациональная эффективность всей этой скрипучей допотопной машинерии на деле оказывается куда более зловещей, чем стерильное всевластие компьютеров, обыкновенно изображаемое в подобных фильмах. И куда смешнее: ведь в «Бразилии» еще есть диссидент от коммунальных служб Де Ниро, мамаша с ее пластическими операциями, возлюбленная, водящая грузовик, и тысяча мелочей вроде собачки с заклеенным крест-накрест анусом. Пессимистическая комедия Гиллиама, если верить легенде, первоначально должна была называться «1984 с половиной», но съемки затянулись.
Станислав Зельвенский, Афиша