СМЫСЛ ЖИЗНИ ПО МОНТИ ПАЙТОНУ
MONTY PITHON’S THE MEANING OF LIFE

Великобритания, 1983
режиссер: Терри Джонс, Терри Гиллиам
в ролях:
Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэйлин, Терри Гиллиам и др.

*   Номинация на премию британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1984: лучшая оригинальная песня "Every Sperm Is Sacred".
*   Фильм-участник Международного Каннского кинофестиваля, Франция, 1984

«Мы постарались оскорбить чувства абсолютно всех зрителей этого фильма»
Монти Пайтон

В 1983 году вышел последний фильм абсурдистской комик-труппы Монти Пайтон – «Смысл жизни». Картина представляет собой мюзикл, поделенный на несколько скетчей, структурно не связанных друг с другом. Новеллы охватывают всю жизнь человека, с рождения до смерти. Служба в армии, участие в войне, религия и сексуальная жизнь – все темы подняты в полный рост и с огромным удовольствием растоптаны. «Смысл жизни» – самый дорогой проект британцев (9 млн. долларов). Чтобы убедить продюсеров из компании «Universal» вложить деньги, Пайтоны совершили очень необычный поступок, написав стихотворение про бюджет, съемки и сюжет фильма.

В начале картины использована легко узнаваемая авторская анимация. Сопровождает запоминающийся видеоряд остроумная песенка о поисках смысла жизни. Отдельные кадры заставки вызывают четкую аналогию со знаменитой «Стеной» Алана Паркера, основанной на легендарном альбоме Pink Floyd. Отсюда также оттолкнется позднее Терри Гиллиам, используя многолетние наработки при создании своей «Бразилии», а Джон Клиз в «Рыбке по имени Ванда». Что-то говорить цельное о самом фильме достаточно нелегко. Тонкие шутки, в которых пародируются фильмы Ингмара Бергмана («Седьмая печать») и Луиса Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии»), чередуются в скетчах с так называемым «туалетным» юмором, столь нелюбимым некоторыми эстетами. Но Пайтоны никогда для последних и не работали, их категория зрителей несколько иная. Разделим повествование по принципу жизненных этапов человека, как и поступили хитрые юмористы.

Итак, первое – «Чудо рождения». Комики не испытывают священного пиетета к данному таинству. Врачи, принимающие роды напоминают жизнерадостных дебилов из черноюморных, как уголь анекдотов. Ребенок для них как кусок мяса, а пациентка дура, которой можно наплести с три короба. Пайтоновцы с удивительной проницательностью предвосхищают современный бум по съемке на видеокамеры непосредственно самого процесса родов, спекулируя над тем, что казалось в свое время интимным, предназначаясь для узкого круга лиц. Только не надо тревожиться и обвинять комик-труппу в бессердечности. Их юмор во многом сюрреалистичен, хотя местами довольно грубоват.

Второе. Один из лучших скетчей «Смысла жизни». На этот раз объектом высмеивания стало ханжество католической и протестантской церквей. Подхватив мотивы своего же фильма – «Жизни Брайана», британцы в открытую насмехаются над католическими догматами в области секса и запрета на использование контрацептивов. Комики паразитируют на тайных страхах церковников, кои спят и видят, чтобы католичество как можно быстрее расширило свой ареал влияния и потеснило настырных мусульман. Навязчивая идея крестовых походов за веру так и осталась в головах католиков. Этот факт усиливается британскими слабыми колониальными потугами, что в итоге приводит к превращению бывшей владычицы морей в один из филиалов третьего мира. Современную ситуацию в Великобритании комики предсказали достаточно точно. При этом достается по шапке и протестантам. Развращенные в своем гедонизме, протестанты вообще позабыли об истинном предназначении человека, озвученным Богом, при этом, не пользуясь мнимыми успехами своей церкви. Комик-труппа со вкусом поиздевалась над всем этим в песне - «Свят любой сперматозоид», вкупе с танцевальным номером доводя до любимого абсурда сложившуюся ситуацию.

Учеба. Далее достается на орехи британской средней школе. В данном скетче присутствуют, пожалуй, самые смелые шутки фильма. Пайтоны нагло препарируют систему полового воспитания. Отринув Библию и сказки об аисте и капусте, комики бесстыдно разрушают еще одно интимное таинство. Секс преподается как нечто опостылевшее и лишенное смысла. Учитывая, что в романах Джейн Остин про секс упоминалось вскользь, а аристократки занимались им 8 раз в год, комик-группа видит современность через прошлое, вооружившись телескопом с кривым зеркалом. Ненатуральные в своих чувствах английские пары среднего класса, превратили секс в ненужный и отживший свое атавизм. Неся свою невежественность и глупость следующим поколениям. Причем самым наглядным способом. Поэтому накопившаяся энергия находит свой выход… правильно, в войне (или как четко подмечают комики – во внутривидовой борьбе или драке с ближними). Англичане всегда гордились своей победоносной армией, склонившей к ногам империи полмира.

Война стала для многих британцев своеобразным смыслом жизни (некоторые проводили в походах всю жизнь). Поэтому и объект для пародии труппа выбирает самый верный – конфликт с зулусами, коему в британском кинематографе посвящено множество ура-патриотических эпиков. Сама суть верно ухвачена. За множество убитых врагов на чужбине можно получить медаль, а на родине за такое грозила виселица. Куча раненных и убитых лежит на поле боя, а офицеры бродят в поисках похищенной в Африке тигром ноги товарища. Да-да, сюрреализм и абсурд. Пайтоны видят в массовой смерти развлечение, сбивая недюжинный градус пафоса героического наследия Британии.

Те, кто не сгорел в горнилах войн, дожили до среднего возраста. Только у Монти Пайтонов это простые обыватели, не разбирающиеся не только в смысле жизни, но и вообще мало в чем. Сама обывательская суть остроумно осмеяна в разговоре супружеской пары о философских дилеммах. Копаясь в своих маленьких мирках, они могут быть легко обмануты теми, кто более искушен в вопросах жизни. И снова на выручку приходит песня и анимация. Опять же достается по полной Библии, на этот раз объектом шутки становится легенда о непорочном зачатии. От души создатели фильма наподдают экзистенциальной рефлексии человечества после разрушительной Второй мировой войны и философским школам все более ее усиливающей.

Стремительно проскочив осень жизни, а попутно и виртуозные ссылки на картины Бунюэля, мы неотвратимо движемся к концу. Перефразировав бергмановскую беседу рыцаря и смерти, пайтоновцы выдают катарсис всей ханжеской обывательщины. Священный трепет перед костлявой постепенно сменяется откровенным насмехательством и непониманием всей важности момента. Аристократия даже на тот свет отправляется, захватив земные ценности. Душа умирает в таких людях еще до рождения. Однако комики снова остроумно обыгрывают ситуацию, лишая серьезную бергмановскую проблематику всей философской начинки.

Как же завершить все то безобразие, что творилось на экране в течение полутора часов? Разумеется, тем, с чего все началось. Все происходящее достигнет своего фарсового апогея. Британцы добились своей цели, заключенной в публичном эпатаже и оскорблении чувств некоторых зрителей (наверное, тех, у кого напрочь отсутствует чувство юмора), создав неоспоримую классику жанра, ни на грамм не устаревшую со временем. Когда вы поймете, что британские юмористы изначально не ставили перед собой цели донести до зрителя, в чем же в их понимании заключен сам смысл жизни, то все увиденное удачно сложится в единую картину восприятия. В их ленте нет смысла, как нет его в жизни как таковой. Ее просто надо прожить с юмором. Это будет видно по последним титрам, когда классическая заставка шоу Монти Пайтонов вместе с телевизором растворится в космосе под песню о том, что мы всего лишь ничтожества перед лицом бесконечной Вселенной с ее мириадами звезд.

Текст ungodly, Кинопоиск