Голубая лагуна
The Blue Lagoon
фри донейшн
режиссер: Рэндл Клайзер
* Международная кинопремия Jupiter Award, Германия, 1980: лучшая актриса (Брук Шилдс).
* Международная кинопремия "Золотая Малина" (Razzie Awards), США, 1981: худшая актриса.
* Международная премия худшего кино The Stinkers Bad Movie Awards, Лос-Анджелес, США, 1981: худшая актриса (Брук Шилдс), худшая музыка (Бэзил Поледурис). Номинации: худший актер (Кристофер Аткинсон), худшая пара на экране.
* Номинация на премию Американской Киноакадемии "Оскар", США, 1981: лучшая операторская работа (Нестор Альмендрос).
* Номинация на премию "Золотой глобус", США, 1981: новая кинозвезда года (Кристофер Аткинсон).
Адам и Ева: поэма о семейных ценностях
Сорок лет назад на экраны вышел один из самых знаменитых фильмов моего отрочества "Голубая лагуна". До нас фильм добрался позже, к эпохе видеосалонов. Тогда это считалось крутой эротикой, жадному поглощению которой не мешало ни дичайшее качество видеокассеты, ни гнусавый перевод. История взросления двух детей, попавших на необитаемый остров и открывших для себя не только новый мир тропического рая, но и всю полноту первой любви, чувств и телесных радостей стала для нас прекрасной сказкой, божественным откровением.
С тех пор мне ни разу не приходило в голову пересмотреть этот фильм: я отчего-то, повзрослев, я был убежден, что это развесистая клюква в сахаре. Но вдруг, уже в новой жизни, я оказался на Фиджи и узнал, что "Голубую лагуну" не только снимали именно здесь, но я два дня жил буквально в двух шагах от мест съемок на одном из отдаленных островов. И, конечно, я не мог не увидеть фильм снова, но уже другими глазами.
А фильм-то хорош. Особенно сейчас. То, что в свое время казалось лютой эротикой, сейчас оказывается нежнейшей и деликатнейшей поэмой о рае на земле. Заслуга в этом прежде всего оператора - кино снял на вершине своей карьеры Нестор Альмендрос, знаменитый соавтор суперклассиков французской новой волны: Эрика Ромера , Француа Трюффо, Мориса Пиала. Еще он снял "Дни жатвы" Теренса Малика, работал с Маргерит Дюрас, Барбет Шредер и Джеком Николсоном.
Режиссер Рэндл Клейзер хоть и заслуженно находится в обойме второстепенных, но именно он впервые предложил Джону Траволте главную роль в большом кино ("Под колпаком", 1976), а потом снял "Полет навигатора" (1986), один из культовых детских фильмов тех лет. "Голубая лагуна" - наверное, его самый достойный фильм, отменно соединивший в себе гений места и идеи хиппи об обретении рая в любви и в гармонии с природой вдали от разрушительной цивилизации.
В 1963 году Питер Брук экранизировал "Повелителя мух" Уильяма Голдинга, где попавшие на необитаемый остров дети в отсутствии цивилизации постепенно теряют мораль и человечность. "Голубая лагуна" - принципиальная и романтическая антитеза этой концепции. Два фильма можно смотреть вместе, так даже лучше. Мальчик и девочка после кораблекрушения оказываются на необитаемом острове. Путь их взросления - это путь естественного обретения себя и своей сексуальности вне привычного социума и его искусственных законов. Они познают окружающий мир, не затронутый человеком, познают друг друга, учатся жить вместе и, наконец, испытывают радость рождения ребенка. Все эти годы они ждут корабль, который приплывет чтобы их спасти, но оказывается, что их не от чего спасать. Своей маленькой семьей они нашли свой дом под звездным небом. Привычный американский хэппи энд спасения вдруг становится своей полной противоположностью: печальным и даже трагичным финалом сказки.
Я смотрел этот фильм на Фиджи. В давней юности я даже представить не мог, что пройдут десятилетия - и кино станет явью: я случайно окажусь там же, на этих островах, отрезанный от внешнего мира в разгар пандемии в ожидании спасательного рейса, который доставит меня домой. Будет ли это спасением? Обрел ли я здесь свой смысл жизни и гармонию?
Удивительно смотреть этот фильм в том самом месте, где он снят. Оказалось, фильм вобрал в себя дух и многочисленные фиджийские подробности, которые проходят мимо обычного зрителя, а ты их мгновенно схватываешь и узнаешь. Нежный пастельный цвет неба, и изумрудный цвет лагуны - именно в такой я сейчас живу сам. Осколок радуги в небе - где-то в океане идет очередная гроза. Папайя и бананы - два фрукта, которые здесь растут в изобилии. Синие морские звезды на дне рифа, дельфины и акулы в открытом море, стаи голубых и разноцветных рыб в воде, морской паучок в ладони девочки. Все это - настоящее, не придуманное Фиджи. В картине дети попадают на безымянный остров в безымянном море, но этот остров - не выдумка, он невероятно реален в своем экранном воплощении. Даже короткая сцена с туземцами, совершающими человеческие жертвоприношения основана на реальном историческом опыте Фиджи. А один из обитателей фауны, красочный геккон, который попал в кино, оказался неизвестным науке зверем и был описан учеными как раз по кадрам из фильма.
Фильм снимался на группе островов Нануйя Леву. Большей частью на Черепаховом острове (Turtle Island), тогда необитаемом. Сейчас на месте съемок находится дорогой курорт. Еще один остров из фильма выкупила… богатая жительница Перми, поклонница "Голубой лагуны", которая тоже собирается построить на нем свой небольшой эко-резорт.
Почему-то очень досталось главным актерам "Голубой лагуны", юным Брук Шилдс и Кристоферу Аткинсону. Брук даже получила антипремию за худшую женскую роль. Но, право же, напрасно, есть в таком отношении некий снобизм. Существует масса шедевров, где актерам отводится роль статистов - так и нужно, для кино в этом нет проблемы. "Голубая лагуна" не требовала от ребят глубин актерского ремесла: самим присутствием в кадре они воплощают юношескую непосредственность и природную красоту. А как еще сыграть Адама и Еву, создавших семью в своем Эдеме? Ведь по большому счету это кино о семейных ценностях. Только при одном условии: чтобы как можно дальше от общества и государства.
(Андрей Смирнов, Фиджи, 7.06.2020)