МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
LA VOIE LACTÉE
режиссер: Луис Бунюэль
* Международный кинофестиваль в Западном Берлине, ФРГ, 1969: специальный приз Интерфильма за лучший фильм внеконкурсной программы.
* Номинация на премию Национального синдиката киножурналистов Италии, 1970: лучший иностранный режиссер.
Гораздо менее известная, но как всегда блестящая работа классика испанского кино Луиса Бунюэля. Как всегда — сюрреализм, исторические аллюзии, мистика, абсурд, смешанные друг с другом в удивительно тонкой пропорции, благодаря чему фильм становится интересным, не скатываясь в мистическую жвачку (которой сейчас полно) и не пытаясь вырваться в жанр нравоучений.
Двое французских паломников идут по пути, проложенному еще в расцвете средневековья, — из Франции на северо-запад Испании в город Сантьяго де Компостелла, где когда-то были найдены мощи апостола Иакова. На своем пути они встречают самых разных персонажей — и инквизиторов, и рыцарей, и странных таксистов, и проповедников, но главная встреча ждет их в конце путешествия, которое происходит не только в пространстве, но и во времени. Режиссер рассказывает о том, как абсурдно может выглядеть буквальное исполнение заповедей, о теологических спорах средних веков и дуэлях, о явлениях Богоматери, показывает, как нелепо выглядит религия и ее положения, доведенные до абсолюта.
Очень хорошее кино, сделанное настоящим мастером. Обязательно понравится поклонникам сюрреализма и религиозным скептикам.
«Слава Богу, я атеист» (Л. Бунюэль)
Рецензия rowkein, Кинопоиск
Двое паломников идут из Франции в испанский городок Сантьяго-де-Компостела, чтобы поклониться там мощам апостола Иакова и обрести божью благодать. Дорога, по которой некогда стекались сюда тысячи людей, получила название La Voie Lactee. Однако, путешествуя, пилигримы преодолевают не только пространство, но и время, встречая попутно носителей различных ересей, а также ангела, демона, Деву Марию, Иисуса Христа (который в исполнении Бернара Верле получился очень похожим на Бориса Гребенщикова)…
«Млечный путь» представляет собой серию скетчей. Зритель вместе с двумя главными героями становится свидетелем теологических споров или конфликтных ситуаций, которые завершаются парадоксальным, а то и просто комическим образом:
- Весь мир стал католическим.
- А как же мусульмане или иудеи?
- И они тоже стали католиками, — убежденно говорит аббат случайному знакомому в таверне, перед тем как за священнослужителем-самозванцем приезжают санитары и увозят в психушку.
Бунюэль получил религиозное образование, но к пятнадцати годам окончательно перестал верить в Бога и возненавидел своё клерикальное окружение. Пребывание в иезуитском колледже наложило неизгладимый отпечаток на его взгляды, убеждения и, как результат, творчество. В итоге он начал смотреть на общечеловеческие проблемы как бы сквозь призму христианского вероучения.
В большинстве картин он выступал против религиозных предрассудков. Присоединившись к группе сюрреалистов, Бунюэль принял и разделил их концепцию, в которой утверждалась идея о том, что лучше всего из-под груза повседневности психику человека высвобождает шок или нарушение привычной логики восприятия.
Считая себя убежденным атеистом, он продолжал разрушать в каждом своём фильме конформистские законы. В центре каждой дискуссионной провокации «Млечного пути» один из основных догматов католической церкви, начиная с поиска ответа на вопрос: «Кем был Христос — Богом или человеком?» — и заканчивая риторикой на тему: «Насколько всё же человек свободен в своих поступках, если все его действия предопределены Богом?»
И хотя Бунюэль вновь обращается к своей излюбленной теме, ранее уже апробированной и в «Назарине» (1958), и в «Виридиане» (1961), на этот раз появляется принципиальное отличие. Он опробует здесь новую модель повествования, ту, что станет определяющей в последующих картинах, в частности в «Скромном обаянии буржуазии» и «Призраке свободы» (там даже актёры буду задействованы почти те же самые). Он будто нанизывает на нитку роуд-муви всё новые бусинки-эпизоды, посредством которых пытается расшатать догматические представления о божественном и избавить от подобострастного отношения к религии и Священному Писанию в частности.
La Voie Lactee посвящён истории ересей (ересь — иное толкование доктрины). Идея поставить такую картину возникла после прочтения работы Мендеса Пелайо «Испанские еретики». За два года подготовки и тщательного изучения предмета Бунюэль на пару с постоянным соавтором Жаном-Клодом Каррьером проштудировал немало теологических текстов. Уже позднее он обнаружил у Бретона высказывание о наличии точек соприкосновения между еретиками и сюрреалистами, что лишний раз подтвердило «правильность» выбранной им стилистики.
Снятый в окрестностях Парижа летом 1968-го года религиозно-сюрреалистический фарс о ересях и фарисеях, фанатизме и вере, даже будучи предваренным авторским вступлением, вызвал крайне противоречивые толкования. По признанию режиссёра, Карлос Фуэнтес увидел в нём «боевую антирелигиозную картину», а Хулио Кортасар, наоборот, заявил, будто бы данный проект «профинансировал Ватикан».
Сегодня этот фильм великого еретика остаётся, может быть, наименее востребованным из его впечатляющего творческого наследия. Зритель без достаточного знания предмета может ощутить себя крайне неуютно. Настолько непросто бывает адекватно реагировать тут на парадоксы теологических диспутов и иронию авторских пикировок.
Рецензия Малов-кино Кинопоиск