ПРЕЗРЕНИЕ
LE MÉPRIS

Франция, Италия, 1963, 103 мин.
режиссер: Жан-Люк Годар
в ролях:
Брижит Бардо, Мишель Пикколи, Джек Пэланс, Джорджия Молл, Фриц Ланг, Рауль Кутар, Жан-Люк Годар, Линда Верас
16+

Фильм вошел в десятку лучших фильмов 1963 года по версии журнала "Кайе дю синема".

Один из самых известных и знаковых фильмов главного интеллектуала французского кино 20 века Жана-Люка Годара: это кино о кино. О битве искусства и коммерции. На Капри снимается фильм об Одиссее и Пенелопе. Французский сценарист Поль, которого наняли переделать авторский сценарий в тупой блокбастер, ревнует свою жену Камиллу к американскому продюсеру Джереми Прокошу.

Это кино несет черты режиссерской рефлексии на историю собственного создания, в этом смысле «Презрение» — это печально-искреннее высказывание о современном кинопроцессе и его персонажах. Фильм предваряет афоризм, приписываемый Базену: «Кино подменяет наше созерцание мира взглядом на то, что соответствует нашим желаниям». А истори такова. После ряда малобюджетных чёрно-белых лент продюсеры Карло Понти и Джозеф Левин предоставили главному интеллектуалу французского кино Годару миллионный бюджет и Бриджит Бардо, секс-бомбу мирового масштаба, для съёмок новой ленты по психологическому роману респектабельного Моравиа. Продюсеры предполагали выпустить фильм молодого и очень модного режиссёра в прокат по всему миру, включая США. Чтобы развеять обвинения соратников Годара по «новой волне» о том, что кинореволюционер «продал» свой талант «акулам капитализма», режиссёр превращает фильм в критическое высказывание по поводу абсурдного давления, оказываемого продюсерами на творческий процесс. Есть мнение, что скучающий делец от кинематографа Джереми Прокош списан с продюсера фильма Джозефа Левина, постоянно вмешивавшегося в процесс съёмок. А «Презрение», о котором идёт речь в названии, — то чувство, которое Годар испытывал к миру папарацци и звёзд.

Когда фильм был готов, кто-то из продюсеров потребовал добавить в фильм обнаженной Бардо. Так Годар добавил к фильму эротический пролог, но всё равно умудрился издевательски снять раздетую Бардо минимально эротично, насколько это возможно, показав, как прекрасное женское тело и его составные части превращаются капиталистическим обществом в товар.