Холодные закуски
Buffet froid
режиссер: Бертран Блие
* Главная французская кинопремия Сезар, Париж, Франция, 1980: лучший сценарий. Номинации: лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшая работа художника-постановщика.
Скажите, вам никогда не хотелось кого-нибудь убить? Иногда желания материализуются, и человека начинает преследовать неотступный рок, и сама Смерть начинает оставлять на его пути "холодные закуски". Представьте себе ничего не подозревающего, вполне приличного молодого человека по имени Альфонс Трам с лицом Жерара Депардье, который однажды поздним вечером обнаруживает, что его нож воткнут в спину какого-то незнакомца. Так начинается один из самых странных и прекрасных в своем абсурде, парадоксальности и сарказме фильм культового французского киноклассика, мастера юмора, стиля и душераздирающих драм. Проворачивая глаза зрителя к происходящему на обратной стороне век и выворачивая жанр неонуара, в этом фильме Блие вместе со своим любимым актером Депардье и любимым папой-актером Бернаром Блие, играющего здесь самого странного полицейского на свете, пускает зрителя по миру пустынных улиц, бетонных небоскребов, подземок и пригородов, не оставляя ни малейшего шанса ощутить себя стоящим на земле на обоих ногах. Если в других фильмах Блие еще можно почувствовать реальность сотворенного автором мира, то «Холодными закусками» правит полный сюр и абсурд. Имитация сновидения с перевернутой системой координат, где может произойти все, что угодно и все угодно будет выглядеть логичным и разумным внутри сна, а при пробуждении окажется полным бредом.
Все многословие, тонкословие и вычурность, из которого выткан мир фильма – главные орудия Блие (умника и болтуна, как и подобает французу) чтобы разрушить классическую драматургию и искорежить традиционную структуру рассказа, где герой движется из точки А в точку Б по незыблемым физическим законам. Все заряженные ружья стреляют невпопад, пули попадают в молоко, повествование иждивенчески покорно причудливой фантазии создателя. Мир переусложнен, рацио бессильно. Иногда, чем понять другого, проще его убить. Что же остается автору? Фиксация на пленку фрустрации, депрессий, паранойи и расщепленности сознания современного человека. Вселенная не симфонии, а какофонии. Однако, при этой смысловой редукции, там есть своя логика и это логика смерти. Ведь сон – маленькая смерть, ее репетиция, смерть понарошку. Она кружит над головой несчастного Альфонса Трама, ходит за ним по пятам и даже впереди него. Дурная недешифруемая бесконечность, где можно бежать только на месте и по кругу. Ровно до тех пор, пока голос прекрасной незнакомки не прикажет остановиться, умереть, заснуть навсегда.
(по мотивам рецензии beauty_spirit)
Этот выдающийся фильм французского мастера абсурда и эмоций Бертрана Блие не только черная комедия о смерти, но и рефлексия из конца 70-х на уходящий старый добрый Париж, всё больше превращающийся в клаустрофобичные бетонные джунгли, обесчеловечивающие и сводящие с ума. Образ строящегося в те годы района Ла Дефанс, торжества урбанизации с его вечной ночью, пустыми высотками, одинокими улицами и потерянными людьми (а ныне визитной карточкой "нового" Парижа) - для Блие это и есть настоящий образ смерти, неотступно преследующий главного героя. А сцена убийства в метро - это пародия на вышедший всего двумя годами ранее неонуар Вима Вендерса "Американский друг". Собственно, фильм Блие - это тоже нуар. Но дико саркастичный.
(Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб)