КОСМИЧЕСКИЙ ЛИНКОР ЯМАТО
SPACE BATTLESHIP ヤマト
режиссер: Такаши Ямадзаки
* Кинопремия газеты Никкам Суппотсу, Япония, 2011: самый популярный фильм года.
* Номинация на премию азиатского кино, Гонконг, 2011: лучшие спецэффекты.
Скрытое
Неординарность фильмов Такаши Ямадзаки заключается в том, что за жанровыми декоративными сюжетами всегда скрывается явный, а иногда скрытый месседж: даже в самой что ни на есть фантастической фантастике это кино прежде всего о Японии: о стране, ее истории, духе и традиции. Увы, обычным иностранным зрителем, в том числе и русским, этот дискурс игнорируется, а зря. Потому что без него мало что понять.
В полной мере это относится к единственному фильму Ямазаки, который был в нашем прокате под фейковым названием "2199: Космическая одиссея", и под ним же разошелся по торрентам. Название это не имеет отношения ни к оригиналу, ни к его содержанию, и придумано с единственной целью поднять продажи своей броскостью и модными ассоциациями. Фильм не вызвал особого волнения среди зрителей, выглядя в их глазах странной псевдоголливудской подделкой. Многие оказались разочарованы.
Вот эпичная оценка на рутрекере: "Сам фильм - убогая хрень. С ватерлинией по борту КОСМИЧЕСКОГО корабля, с морским якорем на капитанской фуражечной кокарде. Где, чтобы понять, есть ли радиация, достаточно снять шлем и понюхать воздух. Где, чтобы большая пушка не стреляла, надо сунуть её в дуло большую затычку(…) Где японцы старательно косят под актёров в самой дурацкой "космической" форме, которую я когда-либо видел. Где тщедушное тельце главного героя напоминает недокормленного лягушонка".
Действительно. Космический корабль в виде огромного военного корабля отправляется к далекой планете, чтобы найти там средство против радиации и спасти Землю от катастрофы, по пути отбиваясь от атак нехорошей космической расы, которая хочет их уничтожить. Корабль погибает, взорвавшись и уничтожив этим взрывом и себя и врага. Все становится понятно, когда ты понимаешь, что Земля в этом сюжете - это воплощение родины, Японии. А оригинальное название фильма "SPACE BATTLESHIP ヤマト", "Космический линкор "Ямато"!
В апреле 1945 года, чтобы не допустить высадку американских войск на Окинаве, японцы осуществили одну из самых драматичных морских операций под названием 天号作戦, "Битва небес", известную у нас как "Последний поход "Ямато": самоубийственный выход эскадры во главе с самым большим линкором в мире навстречу врагу. Эскадра погибла под огнем американцев, а на "Ямато" произошел чудовищный взрыв артиллерийских погребов башни главного калибра: пламя взметнулось на два километра. На линкоре погибло 3063 матроса и офицера из 3332 (в том числе командир корабля), на эсминцах погибли 1187 человек.
Трагедия "Ямато" - один из самых болезненных эпизодов японской истории наряду с атомной бомбардировкой или Великим токийским землетрясением. Она стала глубокой раной для национальной гордости еще и потому, что жертва оказалась напрасной. Американцы высадились на Окинаве, Япония униженно капитулировала. Поэтому месседж фильма Ямазаки не столько в том, чтобы рассказать развлекательную фантастическую историю, сколько в том, чтобы проговорить, отрефлексировать художественными средствами эту болезненную тему. В фильме жертва не напрасна. Погибая, космический линкор "Ямато" спасает Землю. А героизм и самопожертвование его экипажа продолжают вековые воинские традиции от самураев до камикадзе.
Это основа. А дальше уже начинается кино. С традиционным для Ямазаки перфекционизмом в компьютерных спецэффектах. С игрой смыслов и стилей и ассоциаций. Здесь вам привет от "Звездного пути" и "Вавилона 5", японская условность игры и игра в ретро, а также фирменная страсть режиссера к мелодраматическим эффектам. И даже кошка в руках одной из девушек из экипажа, прощающегося с кораблем и его камикадзе-капитаном, лишний раз намекает: нет, друзья, это не Голливуд, это Япония.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб