МАЛЕНЬКИЙ БУДДА
LITTLE BUDDHA
режиссер: Бернардо Бертолуччи
* Международная кинопремия "Золотая камера", Германия, 1994: лучший фильм.
* Премия Итальянского синдиката киножурналистов, Италия, 1994: лучший оператор (Витторио Сторраро).
* Номинация на премию Грэмми, США, 1994: лучшая инструментальная музыка, написанная для кино или ТВ: Рюичи Сакамото.
* Номинация на американскую премию звукорежиссеров, США, 1994: лучший звук.
* Номианция на премию Razzie Awards, США, 1994: лучший актерский дебют (Крис Айзек).
После смерти ламы Дорже из Тибета его последователи, буддистские монахи, начинают поиск по всему миру детей, в которых могла перевоплотиться душа умершего. Они находят американского мальчика Джесси из Сиэттла, а также индуса Раджу и его соотечественницу, девочку Гиту, которые втроём как раз и являются объектами происшедшей реинкарнации. Параллельно поведана легендарная история принца Сиддхарты из Индии, который несколько тысячелетий назад, познав впервые смерть и несчастье других людей, проникся духовным стремлением обнаружить некий «срединный путь» в бытии и познании мира — так началось его восхождение к ипостаси Будды Гаутамы.
Бернардо Бертолуччи, замечательный итальянский режиссёр, который с начала 80-х годов жил и работал в Лондоне (если не считать поездки на съёмки в разные страны мира, в том числе — туда, где, как, например, в Бутане, месте действия большинства сцен «Маленького Будды», никто ещё не снимал), признавался, что всё это время не испытывал никакого интереса к современной действительности Италии. А ленты «Последний император», «Под покровом небес» и «Маленький Будда» составили, по словам Бертолуччи, своеобразную «восточную трилогию», которая завершила некий этап в его жизни и творчестве. Оператор фильма - великий мастер света и цвета Витторио Сторраро.
По сути, Бертолуччи всегда был одержим истинно буддистским стремлением найти гармонию и единство в вечно меняющейся действительности, стабильность и душевный покой — в обречённых на непостоянство человеческих отношениях. Посетив впервые Непал в 1973 году, постановщик потом складывал в собственных фильмах своеобразную «мандалу» — тибетскую цветную идеограмму из песчинок, которые разлетаются от лёгкого дуновения. Его герои тоже оказывались подобными песчинками, противостоящими Истории, Року или самой Вечности. И Бернардо Бертолуччи, по личному признанию, целое десятилетие искал и обретал на Востоке смысл существования, жадно вдыхал там во время съёмок свежий воздух, которого затем хватало на несколько лет жизни в Европе. Но и это время неминуемо закончилось — «Маленький Будда», будто замкнув цикл, вернул художника в далёкую юность, в эпоху «перед революцией» (в его фильме с подобным названием в 1964 году впервые упомянут Миларепа). Спустя 30 лет надо было начинать всё сначала.
(из эссе Сергея Кудрявцева)