БАГСИ МЭЛОУН
BUGSY MALONE
режиссер: Алан Паркер
* Премии британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1977: лучший сценарий, лучшая актриса второго плана (Джоди Фостер), лучшиая работа художника, лучший саундтрек. Номинации: лучший фильм, лучший режиссер, лучшие костюмы. Номинация на премию Энтони Аскуита за лучшую музыку.
* Номинация на премию американской киноакадемии Оскар, США, 1977: лучшая музыка.
* Номинация на премию Золотой Глобус, США, 1977: лучший фильм в жанре комедии или мюзикла, лучшая музыка, лучшая песня.
* Номианция на премию Академии фантастического кино, хоррора и фэнтези, США,1977: лучший фильм.
* Участник конкурсной программы Каннского международного кинофестиваля, Франция, 1976.
Дебютный фильм легендарного Алана Паркера - крайне оригинальная вариация на сюжет из гангстерских войн времён Великой депрессии и Сухого закона в США: в остроумной комедии-мюзикле все роли играют дети, а вместо реального оружия они кидаются друг в друга тортами и лупят из крем-автоматов. Действие фильма развивается на фоне наступления технического прогресса. Если банда Толстого Сэма по старинке кидала во врагов тортами, то банда Дэнди Дэна придумала автоматические крем-автоматы, позволяющие быстрее и эффективнее нейтрализовывать оппонентов. Два противоборствующих клана имеют реальные прототипы: это банды Аль Капоне и Багса Моргана, которые также боролись за место под солнцем, устраивая кровавые разборки.
Финальная бойня в ресторане спикизи вместо рек крови являет нам тонны взбитого крема, измазавшись которыми тинейджеры братаются и веселятся - сегодня остаётся только мечтать, чтобы конфликты и войны, в которые мы погрузились сегодня, имели только такой вид. Это один из самых культовых кинофиналов в истории мирового кино.
Одну из ролей в фильме сыграла 13-летняя Джоди Фостер, ставшая вскоре настоящей звездой Голливуда. Как ни странно, уже в этом возрасте она была опытной детской актрисой. Паркер познакомился с ней в Лос-Анджелесе: она собиралась приступить к съёмкам в фильме "Таксист" Мартина Скорсезе.
О выборе Фостер на роль в своём первом фильме и работе с ней Паркер вспоминал:
"Приветливая и красноречивая, двенадцатилетняя Джоди была мудра не по годам. Джоди была безупречной и чрезвычайно подкованной. Я думаю, она направляла меня так же, как я направлял её. Она прекрасно знала процесс кинопроизводства — могла вести сложные технические переговоры с операторской группой и руководителем сценария, которые были не по её годам. Уже тогда, когда ей было двенадцать, я пошутил, что если я заболею, она сможет взять на себя дело".
Сегодня этот фильм выглядит как яркое высказывание против насилия и крови, захлестнувших современный мир. В 2003 году, по версии зрителей британского телеканала Channel 4 этот фильм вошёл в список 100 величайших мюзиклов под номером 19, опередив такие хиты, как «Кошки» и «Призрак оперы».
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб