ФАННИ И АЛЕКСАНДР
FANNY OCH ALEXANDER
режиссер: Ингмар Бергман
- Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1983: приз ФИПРЕССИ.
- Премии американской киноакадемии Оскар, США, 1984: лучший иностранный фильм, лучшая операторская работа (Свен Нюквист), лучший дизайн костюмов, лучшая работа художника. Номинации: лучший режиссёр, лучший сценарий.
- Премия Золотой глобус, США, 1984: лучший иностранный фильм. Номинация: лучший режиссёр.
- Премия британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1984: лучшая операторская работа. Номинации: лучший дизайн костюмов, лучший иностранный фильм.
- Французская национальная кинопремия Сезар, Франция, 1984: лучший иностранный фильм.
- Премия британского сообщества кинооператоров, Великобритания, 1983: лучший оператор (Свен Нюквист).
- Итальянская кинопремия David di Donatello, Италия, 1984: лучший иностранный фильм, лучший иностранный кинорежиссёр, лучший иностранный сценарий.
- Премия французского синдиката кинокритиков, Франция, 1984: лучший иностранный фильм.
- Премия итальянского синдиката киножурналистов, Италия, 1984: лучший иностранный режиссёр.
- Шведская национальная кинопремия Guldbagge, Швеция, 1983: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Ярл Кюлле).
- Премия ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 1983: лучший иностранный фильм, лучшая операторская работа (Свен Нюквист).
- Премия национального совета кинокритиков, США, 1983: лучший иностранный фильм.
- Премия нью-йоркского кружка кинокритиков, США, 1983: лучший режиссёр, лучший иностранный фильм. Номинация: лучшая операторская работа (Свен Нюквист).
- Номинация на премию американской Гильдии режиссёров, США, 1984: за выдающиеся достижения в режиссуре.
- Номинация на премию национального сообщества кинокритиков, США, 1984: лучший фильм, лучший режиссёр.
Сокращённая кинотеатральная версия огромной шестичасового семейно-эпического киноромана. Последний большой кинопроект Бергмана, своеобразный итог творчества мастера. Фильм, созданный в период умиротворения и славы: режиссеру 63 года, позади финансовые скандалы из-за которых он вынужден был покинуть Швецию, позади травля "желтой" прессы – и пришла пора оглянуться назад, в ушедшее навсегда детство. Это были самые большие, самые грандиозные съемки Бергмана: и в смысле денег, и в смысле съемочного времени, и по количеству актеров. Так получилось, потому что Бергман окончательно решил для себя, что это будет его последний фильм (на самом деле потом он не смог оставить кино). Это было собрание всего: его ранних рассказов, воспоминаний о том, что он пережил. Получилась в итоге такая смесь комедии, фарса, трагедии, реальности и фантазии. "В молодости, когда сон был крепок, меня мучили отвратительные кошмары: убийства, пытки, удушья, инцест, разрушения, сумасшедший гнев ... В старости сны стали далекими от действительности, но зато добрыми, зачастую утешительными. Иногда мне снится блестящий спектакль с огромным количеством участников, музыкой, красочными декорациями. И я шепчу про себя с глубочайшим удовлетворением: "Это моя постановка. Это создал я".