ПЕРСОНА
PERSONA
200 ру
режиссер: Ингмар Бергман
- Национальная шведская кинопремия Guldbagge Awards, Швеция, 1967: лучший фильм, лучшая актриса (Биби Андерссон).
- Премия национального сообщества кинокритиков National Society of Film Critics Awards, США, 1968: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса (Биби Андерссон). Номинации: лучший сценарий, лучшая операторская работа (Свен Нюквист).
Знаменитая актриса, госпожа Фоглер, внезапно замолкает прямо во время спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми.
"И мне казалось, что каждая интонация моего голоса, каждое произносимое мной слово было ложью, упражнением в пустоте и тоске. Существовал единственный способ спастись от отчаяния и краха. Замолчать. За стеной молчания обрести ясность или, во всяком случае, попытаться собрать еще имеющиеся возможности".
Пребывание в больнице показывает, что актриса психически здорова. Медсестра Альма должна вывести ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю, где их ждут нелегкие дни общения.
Одна из самых лучших и ключевых картин в обширном творчестве Ингмара Бергмана. В ней выражен в максимально сжатой, концентрированной, лаконичной форме практически весь комплекс идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний большого художника, который испытывает боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира. Он кажется невероятно загадочным, зашифрованным, усложнённым, многозначным, непостижимым… И одновременно — классически простым, ясным, строгим до полнейшего самоограничения, законченным по мысли и форме произведением.
Здесь потрясающе сыграли Биби Андерссон и Лив Ульман; для Ульман «Персона» стала настоящим прорывом — и началом новой жизни в качестве музы и возлюбленной режиссера, которому она родила дочь. «Персона» — самый любимый фильм Бергмана, который, как он считал, спас ему жизнь. А еще помог найти новый дом, остров Форё, где снималась картина и куда вскоре переехал жить режиссер.
"Мне впервые было безразлично, как воспримут картину зрители. Я наконец-то послал к черту (где ему и место) евангелие понятности, вколоченное в меня еще с тех пор, "Фильминдастри". Сегодня мне кажется, что в "Персоне" - и позднее в "Шепотах и криках" - я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф". Ингмар Бергман