БЕЛЫЕ НОЧИ
LE NOTTI BIANCHE

Италия-Франция, 1957, 97 мин.
режиссер: Лукино Висконти
в ролях:
Мария Шелл, Марчелло Мастроянни, Жан Маре, Марчелла Ровена, Мария Дзаноли, Елена Фанчера и др.
12+

*  Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1957: Серебряный лев.
*  Итальянская премия «Золотые кубки», Италия, 1957: лучший режиссёр.
*  Премия национального синдиката киножурналистов, Италия, 1958: лучший актёр (Марчелло Мастоянни), лучшая музыка (Нино Рота), лучшая работа художника (Марио Кьяри, Марио Гарбулья). Номинации: лучший сценарий, лучший режиссёр, лучший продюсер, лучший оператор).
*  Каталонская кинопремия Sant Jordi Awards, Барселона, Испания, 1960: лучший иностранный режиссёр, лучший иностранный сценарий.
*  Немецкая кинопремия Bambi Awards, ФРГ, 1958: лучший актёр (Жан Маре).

Ещё одна экранизация «Белых ночей» Достоевского – на этот раз взгляд итальянского классика. У зрителей есть уникальная возможность сравнить два фильма, два взгляда, две интерпретации: в прошлый понедельник мы смотрели позднего Робера Брессона, а сейчас сам маэстро Лукино Висконти с одним из своих первых фильмов, снятым, в противоположность французскому, с классической игрой великих актёров (Марчелло Мастроянни, Жан Маре). В этом фильме, пожалуй, впервые у режиссёра прозвучал мотив о губительности красоты, ниспосланной в мир, о невозможности осуществления в данной нам реальности самых искренних человеческих чувств. Позже практически о том же, но более отчётливо и ярко режиссёр выскажется в своих последних работах, начиная со «Смерти в Венеции».

Лента «Белые ночи» решена почти в традициях киноэкспрессионизма 20-х годов — город Ливорно, вообще-то снятый в павильоне, выглядит почти нереальным, придуманным, пригрезившимся, подан в мягкой, словно размытой тональности, хотя ряд неореалистических деталей словно взрывают изнутри эту иллюзию. Надо вспомнить, что данная картина появилась уже в период так называемого «розового неореализма». И спор с разного рода «сиропными комедиями» про «бедных, но красивых» незримо присутствует в ткани повествования. В то же время Висконти не мог не заметить опасности «экономического бума», охватившего Италию в конце 50-х годов, когда стабилизация общества и включение страны в число развитых держав Европы уже оборачивались определёнными потерями в нравственном и психологическом состоянии нации. Как и Микеланджело Антониони в «Крике», а Федерико Феллини — в «Ночах Кабирии» (оба фильма тоже сняты в 1957 году), Лукино Висконти прозорливо угадал рост отчуждения в приобретающем внешний лоск процветания «обществе потребления».