МУЖЬЯ И ЖЕНЫ
HUSBANDS AND WIVES

США, 1992, 103 мин.
режиссер: Вуди Аллен
в ролях:
Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Сидни Поллак, Джуди Дэвис и др.
16+

*  Премия британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1993: лучший оригинальный сценарий. Номинация: лучшая актриса (Джуди Дэвис).
*  Шведская национальная кинопремия Золотой Жук, 1993: лучший иностранный фильм.
*  Премия национального совета кинокритиков, США, 1992: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Премия национального сообщества кинокритиков, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Премия нью-йоркского кружка кинокритиков, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Премия совета кинокритиков северо-восточных штатов, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис). Номинация: лучший фильм.
*  Премия бостонского совета кинокритиков, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Премия чикагского совета кинокритиков, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Премия кружка кинокритиков г. Канзас сити, США, 1992: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Премия ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис), лучший актёр второго плана (Сидни Поллак).
*  Номинация на французскую национальную кинопремию Сезар, Франция, 1993: лучший иностранный фильм.
*  Номинация на премию американской киноакадемии Оскар, 1993: лучший оригинальный сценарий, лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Номинация на премию Золотой Глобус, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Номинация на американскую премию комедийного кино American Comedy Awards, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Номинация на премию австралийского киноинститута, Австралия, 1993: лучший иностранный фильм.
*  Номинация на совет кинокритиков г. Даллас-Форт, США, 1993: лучшая актриса второго плана (Джуди Дэвис).
*  Номинация на премию американской гильдии сценаристов, США, 1993: лучший оригинальный сценарий.

"Некоторое время мы решали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись. И решили, что Багамы — удовольствие всего лишь на две недели, а развод — это вечная ценность".
Вуди Аллен

Сам режиссёр считает этот фильм, снятый целиком на ручную камеру, одной из своих лучших работ, потому что, как он отметил позднее, все те радикальные эксперименты, на которые он решился во время съёмок, удались. Это сильная жизненная драма о двух немолодых супружеских парах, очень личная, автобиографичная картина – тут режиссёр уже не прячется за юмором, снимая своеобразное последствие своих предыдущих романтических комедий. Это последствие промывает глаза студёной водой, жжёт во рту и выплёвывается с отвращением, как горький кусочек, который испробуешь, вступая в отношения. Ранее Аллен восхвалял свои любовные порывы, а теперь отрекается от них во благо своего духовного спасения. Дабы не переусердствовать с сердечной горячкой, он использует сильное лекарство — развод. Перед нами супружеская пара: невротичный писатель – конечно же, сам Вуди Аллен – и его хрупкая жена. Их лучшие друзья неожиданно сообщают о своём предстоящем разрыве отношений и разводе. Такая новость просто шокирует героев, и именно с этого момента, начинается череда запутанных личных событий, последствия которых будут необратимы для всех.

Аллен продолжает писать своими фильмами своеобразный личный дневник, в который уже раз иронизируя по поводу нравов, царящих в интеллектуальной среде. Но именно этому фильму пришлось стать камнем преткновения — отражением той ситуации, когда искусство и жизнь поменялись местами. Выход фильма совпал с самым шумным скандалом 1992-го года. Миа Фэрроу, супруга и актриса Аллена, обвинила его в том, что он тайно сожительствует с их приёмной дочерью — кореянкой Сун И. Что интересно: и студентке Рейн исполнялся в фильме 21 год, и Сун И в реальной жизни тогда тоже был 21 год…