ВКУС САЙРЫ
SANMA NO AJI
режиссер: Ясудзиро Одзу
* Национальная кинопремия Mainichi Film Concours, Япония, 1963: лучшая операторская работа (Юхару Ацута), лучшая актриса второго плана (Киёко Кешида), лучший актёр второго плана (Эйдзиро Тоно).
* Национальная кинопремия Blue Ribbon Awards, Япония, 1963: лучшая актриса второго плана (Киёко Кешида).
Последний фильм самого значительного и уважаемого японского режиссёра в истории кино, чьи скромные, тихие, наполненные внутренним светом и невыразимым переживанием фильмы стали наиболее ёмким выражением японской идентичности на большом экране и повлияли на многих современных великих режиссёров, в том числе Вендерса, Джармуша. При жизни за пределами Японии он был практически неизвестен. Местные киностудии не хотели показывать его фильмы за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо лишены драматических коллизий, свойственных западному кино и запечатлевают «домашний», неэкспортный образ Японии. Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной вестернизации традиционного общества, при этом картина мира и способ её представления на экране завязаны у него на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму. Действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды.
В его последнем фильме - через бесконечные разговоры и мысли о необходимости брака, об одиночестве, неизбежно наступающем, когда дети покидают дом, создавая свой новый, об остающихся в одиночестве стариках – просматривается глубокая печаль, которой одержим режиссёр. Невероятно грустно выглядят интерьеры опустевших затенённых комнат дочери, вышедшей замуж, и фигура отца, печально и устало склонившаяся над кухонным столом в практически пустом доме, где мирно себе посапывает самый младший, ещё неженатый сын.