НЕРАЗГАДАННАЯ ЛЮБОВЬ
ТААЙЫМАН ТАПТАЛЫ

Россия (Якутия), 2015, 91 мин.
режиссер: Михаил Лукачевский
в ролях:
Сайсары Куо, Кеша Лебедев, Павел Семенов, Уруйдаана Харитонова, рок-группа "АЙТАЛ".
16+

*  I Мировой Азиатский кинофестиваль, Лос-Анджелес, США, 2015: лучшая музыка (Моисей Кобяков).
*  Участник IX Чебоксарского международного кинофестиваля, 2016: конкурс этнического и регионального кино.

Документальный и одновременно вымышленный рассказ о судьбе реального человека. Степан Семенов (1963–1992) – легенда якутского рока, солист группы «Ай-тал». Ушел из жизни совсем молодым, двадцативосьмилетним. Этнический рок – примечательный феномен новой якутской культуры. Этому музыкальному направлению присущи медитативность мелоса и экстатичность вокала. Местный рок зарождался в районных центрах и в сельских ДК. Его расцвет пришёлся на конец 1980-х – первую половину 90-х. Группы «Ай-тал», «Чорон», «Чолбон», «Сэргэ» создали оригинальный стиль гибридной («контактной») музыки, соединив звуковые формулы традиционных песнопений саха с саундом арт-рока и психоделики. Рокеров из сибирской глубинки поддерживали и продвигали московские эксперты (Александр Липницкий, Артемий Троицкий), западные промоутеры проявляли интерес к их записям. Sakha rock чуть было не стал экспортной музыкой наряду с хомеем – тувинским горловым пением. Не сложилось. В силу совокупности обстоятельств – клинча объективных процессов и частных, житейских факторов – он так и остался локальным явлением.

Структуру картины диктовал режиссёру сам материал. Кадров, запечатлевших Степана Семенова, сохранилось до обидного мало. Лишь дефектное хоум-видео, фрагментарные записи выступлений на поцарапанных VHS. Дефицит репортажных съёмок пришлось восполнять игровыми эпизодами. В фильме естьи раритетное видео, и постановочные куски, но режиссёр радикально меняет логику взаимодействия базовых элементов. Тон задаёт игровое начало, бытовую наглядность теснит достоверность метафоры. В результате автор умудряется синтезировать неканонический жанр: документально-игровую мелодраму, где все действующие лица играют сами себя, но в предлагаемых режиссёром обстоятельствах.

(по материалам Серегея Анашкина, "Искусство кино")