БОГ ДЬЁСЁГЁЙ
ДЬӨҺӨГӨЙ АЙЫЫ

Россия (Якутия), 2015, 60 мин.
режиссер: Сергей Потапов
в ролях:
Павел Ченянов, Аля Поисеева
16+

*  Берлинский международный кинофестиваль, Германия, 2017: участник программы NATIVe.
*  Первый международный кинофестиваль «Ирида», Сочи, Россия, 2016: специальный приз жюри.
*  Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», Казань, Россия, 2016: лучшая режиссура.
*  IV кинофестиваль национальных дебютов «Движение», Омск, Россия, 2016: конкурс неигровых фильмов «Движение. Жизнь», специальное упоминание жюри за смелый эксперимент с формой.
*  III Якутский международный кинофестиваль, Россия, 2016: лучший фильм тюрко-монгольской программы.

Бог Дьёсёгёй (Дьөсөгөй Айыы) — якутское языческое божество, один из наиболее почитаемых Айыы в якутском пантеоне Богов. Он отвечает за материальное благополучие человека. Бог ещё считается покровителем лошадей. Новый фильм Сергея Потапова удивляет неожиданным синтезом репортажного стиля и мифопоэтического мышления. Ежегодно в конце июня народ саха собирается для празднования ысыаха – и в центрах улусов, и в маленьких деревнях. Самое многолюдное торжество проводится в долине Туймаада, в окрестностях Якутска. Этнографы видят в ысыахе манифестацию этнической идентичности, совокупность обрядов, консолидирующих якутов: «торжества включают в себя жертвоприношения божествам и духам, песнопения в их честь, хороводные танцы осохай, игры и спортивные состязания». Стоит признать, что мифологические подтексты массовых действ теряют для гостей свою очевидность. В наши дни ысыах, сделавшись «государственным праздником», абсорбирует лозунги и клише местного официоза. Молодой табунщик из дальнего улуса прибывает в долину Туймаада на самый массовый в Якутии ысыах. Юноша бродит в праздничной толчее, то и дело вступая в беседы со встречными. На вопросы отвечает, что он сирота, не знает своих родителей. Люди сочувствуют. Случайные разговоры, череда ритуальных действ, спортивные схватки, выступления танцевальных и музыкальных групп формируют живую ткань репортажного фильма. Табунщика зовут Дьесегеем, так же как конное божество. Именно он стыкует сферы профанного и сакрального. С его появлением в кадре обыденность ысыаха обретает черты сновидческой реальности.