РУКИ ВВЕРХ!

СССР, 1981, 67 мин.
режиссер: Владимир Грамматиков
в ролях:
Ирина Муравьёва, Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер

ДИКО приключенческий, ЖУТКО фантастический, СТРАШНО музыкальный сказочный детектив. Признание в любви.

Мои нечастые разговоры с людьми о кино и истоках моей страсти к нему каждый раз наводят на воспоминания о самом первом фильме детства, который не просто поразил меня до глубины души, но стал наркотиком, наваждением, предметом страсти - и, конечно же, первым, пока еще неосознанным, но решительным шагом в дивный новый мир параллельной экранной реальности.

- Да над нами будет хохотать весь шпионский мир, мадам!
- Да не называйте вы меня мадам. Зовите меня просто: Марья Михайловна.

Один из самых причудливых и отвязных советских детских фильмов "Руки вверх!" Владимира Грамматикова вышел на экраны в 1981 году. Мне было 10 лет, и мне повезло: не было ни интернета, ни нормального телевидения, и всё новое кино мы смотрели только в кинотеатрах, на большом экране, старясь пробраться в первый ряд. Были детские билеты, они стоили копейки, поэтому можно было не вылазить из кинозала. И вот именно этот фильм перевернул моё сознание, я его смотрел десятки раз и пересматриваю до сих пор.

Из Петеньки-лапушки почему-то вырастает бандит с большой дороги, из Марусеньки-кисоньки отпетая мошенница, а из Василеньки - закоренелый бюрократ.

Он настолько необычен, что даже в пересказе не лезет ни в какие ворота. Тоталитарная детская секта во главе с её харизматичным негодяем и шпионско-агентурной сетью, промышляющей в одном из прибалтийских приморских городков, разработала секретный наркотический препарат BALDIN, который при употреблении внутрь школьниками вызывал перманентное отупление, прокрастинацию и нарушение социальных условностей. Этот препарат был основным элементом глобального плана по превращению отличников в двоечники и хулиганы.

- Воевать нам очень хочется, но воевать очень опасно. Я предлагаю новую, невиданную доселе войну. Войну без танков, пушек и пулемётов, без кораблей и подводных ло....
- Апчхи!

Но что-то пошло не так. Один из лучших агентов (Георгий Вицин) внезапно прозрел, захотел стать хорошим и отправился к учительнице Марье Михайловне (Ирина Муравьёва) "рассказать всё". Одна из лучших бабушек (Татьяна Пельтцер) по ошибке приняла наркотик, обвела мир мутным взглядом и обрела свободу и безумие. А компания тинейджеров решила спасти человечество и отправилось в логово зверя узнать тайну тирана.

Тайна оказалось проста: это были игрушки, которые модернистский тиран отбирал у детей и хранил в сейфе. А снять чары с хмурых зомбированных детей помог футбольный мяч, заставивших их вспомнить, что они дети.

Но как бывает в хорошем кино, сюжет - это лишь грунт для холста, повод для собственно Кино. И Кино это состоит из причудливой мозаики идей, деталей, гэгов, атмосферы, музыки, визуальности, кадров и образов, которые навсегда врезаются в память, особенно если ты был и есть ребенок.

Наполеон траву косил, поляки пели журавлями.

Наверное, с точки зрения взрослого вся эта история не выдерживает критики: где-то не сходятся концы с концами, тут неправильно, там не логично. Но для меня здесь всё - божья роса. Мне нравится, что в фильме за пределами детского мира практически нет родителей и вообще взрослых, какой нибудь там, прости господи, милиции. В детской вселенной есть друзья, есть шпионы и погони, есть Марья Михайловна, есть ржавый трамвай в дюнах у моря. Мне нравится финал с этим старым трамваем детства, который обретает жизнь, волшебным образом мчится по берегу и который догоняют все наши герои фильма.

Весь фильм пронзает музыка Алексея Рыбникова, гениального кинокомпозитора-мелодиста, уже работавший с Грамматиковым над "Усатым нянем". А снял великолепный Игорь Клебанов, который чуть позже создал неповторимую визуальность у Андрея И в "Научной секции пилотов".

- Стафферо хамо, софранито тубал, разгильдяи, растяпы, разини! Старый лис Фонди обвёл вас вокруг пальца как младенцев, авэд провокат, я расправлюсь с ним сама: подвешу к потолку за левую ногу!
- Боже мой, они не жалеют даже старых специалистов!
- Что ты сказал?
- Я сказал "Буль".

В этом фильме разговаривают стихами, прозой и выдуманными итальянскими ругательствами, в нём учительница бежит за ребёнком по крышам и оба совершают адские трюки на высоте, здесь раскаявшийся агент срывает с себя два парика, а девочка - непонятно, она на самом деле девочка или всё же мальчик. Здесь шпионский пароль "У вас продаются холодные сардельки?", а отзыв: "Сарделек нет, есть горячие сосиски". Здесь дети с воплями катают на панцирной кровати по городу освободившуюся от земных скорбей бабушку, провозглашающую девиз новой жизни: "Только кино, эскимо и пломбир составят отныне мой бабушкин мир!". Здесь Марья Михайловна приходит на уроки с обезьянкой, а дети пересылают шпаргалки с почтовыми голубями. Здесь вступительные титры пишутся на стекле и расстреливаются из пистолета. Здесь камера летает над улицами как у Урусевского в "Я Куба", перемещается по таинственным лабиринтам секретной базы, а сама эта база исполнена великолепных дизайнерских идей. Логотип и фирменный стиль я бы не постеснялся и взял для концептуального кинофеста. А что, кстати, "BaldinFest. Кино - это же опиум для народа.

PS. После этого фильма я в чувствах написал письмо Владимиру Грамматикову на студию им. Горького. И режиссёр ответил ребёнку...

PPS "И потому я говорю двоечникам и троечникам, моим лучшим друзьям: "Буль!"

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб