КИТАЯНКА
LA CHINOISE
режиссер: Жан-Люк Годар
* Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1967: Специальный приз жюри.
Радикальное кинематографическое высказывание главного французского кинобунтаря, о том, как «красные» идеи марксизма-ленинизма-маоизма находят своё воплощение в умах молодёжи, такой чистой, интеллектуальной и «настоящей», что становится страшно от осознания того, насколько далеко они могут зайти. Ведь мы уже знаем, насколько.
Это не просто кино. Снятый как манифест, сегодня этот фильм читается как символ эпохи, когда безумные идеи охватывали страны и поколения. Только что началась китайская «культурная революция» с её хунвэйбинами, утопивших страну в крови, на подходе маячили красные кхмеры в Камбодже, ставшие прямой иллюстрацией того, как эти мальчики и девочки с горящим взором и холодным сердцем получали возможность реализовывать свои идеи во реальности. А во Франции оставалось всего два года до парижских студенческих волнений 1969 года. Новое время – новый язык. Перед нами не привычное кино сюжета и психологизма. Это фирменный годаровский антифильм: микс коллажей, идей, концепций, политики, философии и эстетики. Но для нас, людей будущего, многое увидевших и многое познавших, живущих в более чем полувековой дистанции с момента появления этой картины, она наполняется множеством новых актуальных противоречивых смыслов и размышлений.
По иронии судьбы, сейчас Годар отнюдь не в Северной Корее, а ведет спокойую жизнь в уютной буржуазной Швейцарии, переехав туда из Франции, чтобы меньше платить налогов.