УСЯ
WU XIA

Гонконг-Китай, 2011, 116 мин.
режиссер: Питер Хо-Сун Чан
в ролях:
Донни Йен, Такеши Канеширо, Тан Вэй, Юй Ван и др.
16+

* Международная премия азиатского кино Asian Film Awards, Гонконг, Китай, 2012: лучшая операторская работа (Джейк Поллок, Ю-Фай Лай), лучшая работа художника-постановщика (Чунг Ман И, Ли Сун), лучшая музыка (Квон-Вин Чан, Питер Кам, Чачай Понгпропапхан). Номинация: лучшие визуальные эффекты (Юнг Квок-Йин, Энди Канг).
* Пекинский фестиваль студенческого кино, Китай, 2012: лучший сценарий (Ои Вах Лам). Номинация: лучший фильм.
* Международный фестиваль азиатского кино, Довиль, Франция, 2012: Action Asia Award (Питер Хо-Сун Чан).
* Международный кинофестиваль «Золотая лошадь», Тайпей, Тайвань, 2011: лучшая работа художника-постановщика (Чунг Ман И, Ли Сун), лучшие визуальные эффекты (Юнг Квок-Йин, Энди Канг), лучшая экшн-хореография (Донни Йен). Номинации: лучший актёр второго плана (Ю Ванг), лучший грим и костюмы (Дора Нг), лучшие звуковые эффекты (Трайтхеп Вонгпайбун, Нопават Ликитвонг).
* Национальная кинопремия Hong Kong Film Awards, Гонконг, Китай, 2012: лучшая операторская работа (Джейк Поллок, Ю-Фай Лай), лучшая оригинальная музыка (Квон-Вин Чан, Питер Кам, Чачай Понгпропапхан). Номинации: лучшая актриса (Тан Вей), лучший актёр второго плана (Ванг Ю), лучшая актриса второго плана (Кара Хуэй), лучший монтаж (Дерек Хуэй), лучшая работа художника-постановщика (Ман Чунг И, Сун Ли), лучший грим и костюмы (Дора Нг), лучшая экшн-хореография (Донни Йен), лучшая оригинальная песня к фильму (Доу Вей), лучшие звуковые эффекты (Трайтхеп Вонгпайбун, Нопават Ликитвонг), лучшие визуальные эффекты (Юнг Квок-Йин, Энди Канг).
* Каталонский международный кинофестиваль, Ситжес, Испания, 2012: Focus Asia Award.
* Номинация на кинопремию стран азиатско-тихоокеанского региона Asia Pacific Screen Awards, Квинсленд, Австралия, 2012: лучший фильм.

Снимать фильмы с говорящими названиями жанров становится стилем: Дарио Ардженто снял «Джалло», а в Каннах состоялась премьера «Уся» Питера Чана. «Уся» - это приключенческий жанр китайского фэнтези с боевыми искусствами. Термин образован путём сращения слов ушу (боевое искусство) и ся (рыцарь). Для западных зрителей благодаря Энгу Ли и Чжану Имоу за жанром закрепилась слава фильмов о «летающих китайцах», элегантно нарезающих сотни врагов в антураже средневековой Поднебесной. Другое дело, что в континентальном Китае и на главном киноострове восточного полушария со словом Уся ассоциируются скорее Кинг Ху, чьи снятые в 70-х буддистские исторически корректные эпосы стали эталонами жанра. В 90-х пальму первенства перехватил Цуи Харк, чья эпопея «Однажды в Китае» заложила основы жанровой эстетики на десятилетие вперёд. Вот и новый фильм легендарного Питера Чана ничем не напоминает «крадущихся тигров» и прочих «летающих кинжалов». Это красивая и изящная игра с традиционным жанром.

Действие фильма разворачивается в постреволюционном Китае, в котором, если судить по гонконгской классике, власть принадлежала местным полевым командирам, а социальный статус определялся уровнем владения Кунг-фу. В захолустной деревушке проживает ничем не примечательный «маленький человек» в исполнении Донни Йена. Совершенно случайно в деревню нагрянули два беглых уголовника, которые в результате рукопашного столкновения с протагонистом переходят в состояние трупного окоченения. Персонажа Йена тут же объявляют героем, все радуются, запускают фейерверки и «традиционно» празднуют в китайском стиле. Все за исключением приезжего детектива в исполнении Такеси Канеширо. Находящийся на пороге смерти, но предельно мотивированный чиновник начинает подозревать в Донни настоящего мастера кунг-фу. Тут и начинается борьба (во первую очередь, психологическая) между двумя персонажами, к которой, вскоре, подключается страшная банда убийц. И перед лицом нависшей опасности преступник и следователь объединяются…