Творческий вечер удмуртского видеохудожника этнофутуриста Жон-Жон Сандыра. Свои фильмы в редком для сегодняшнего дня жанре "видеоарт" представляет сам автор. Вход бесплатный. Будет представлена своеобразная ретроспектива видеоарт работ созданных за последние пять лет и представлены работы с международного симпозиума по видеоарту, куратором которого является автор. Это мир глубинных сакральных переживаний, построенный на личностной мифологии и полноте чувственного восприятия.
Жон-Жон - это междометие звукоподражания колокольного звона в удмуртском языке. Жон-Жон Сандыр один из самобытных молодых актуальных художников Удмуртии. В 2004 году, начале своего творческого пути, было реализовано множество экспериментов в области современного искусства, где ярко наблюдалось брутальное сочетание перформанса, видеоарта и нескончаемого потока художественного шума. Неуёмный творческий поиск перерастал из одной области в другую. Это были выступления в роли диджея, участника театра перформанса, директора передвижной радиостанции, совместные инсталляции, выставки.
Преобладание экспериментальной направленности и поиск актуальных форм приводят его в непознанный мир этнофутуризма. Это был переломный период в творчестве и самоидентификации, насыщенный глубинными переживаниями. В постижении таких форм искусства, как перформанс, видеоарт, хеппенинг, инсталляция, на основе национального, рождается тот лёгкий, почти неуловимый момент в процессе творческой работы, когда удаётся понять и выразить сущность собственного «Я», оценить себя как часть финно-угорского мира. http://emnoyumno.ru/
ПРОГРАММА:
1. Estonian national customs part 2 / Eesti rahvuskombed osa 2 / Эстонские национальные традиции часть 2 (Удмуртия 2013, 03:19)
Радикальный жест эстонского перформансмейкера Андруша Джонаса с разбиванием консервированной кильки в томатном соусе кожаным ремнём - можно расценивать как некий символ нелепости политических игр. Художник перед тем, как приступить к действу, надел золотой шлем, а затем начал изо всей силы бить по содержимому банок. В разные стороны разлетались рыбные брызги. Люди вокруг, те, кто попали под томатный обстрел, визжали от неожиданности. Разве не то же происходит с нашими странами сегодня? К чему этот пафос блестящего шлема, если в итоге от бессмысленных действий разлетается некая целостность в пух и прах? (рецензия Э. Касимов)
2. КАМА-КАМА (Удмуртия 2012, 05:13)
Кама Любви призывно зовёт мужчину и женщину. Путь к ней тернист и сложен. Но семейную лодку они готовы принести на себе к берегам Любви и плыть к своему счастью, растворившись в Любви Камы, в Любви друг к другу.
3. Пуш Нер / Внутренняя розга (Удмуртия 2012-2013, 03:48)
«Пушнер» в переводе с удмуртского означает крапиву. А «Пуш нер» – это уже внутренняя розга. Это долгий и нескончаемый призыв друг к другу к соблюдению экологии природы, экологии души без страха, без комплексов. Декларация своего стремления к безупречности, постижения Божественной глубины.
4. ЮБО / Столп (Удмуртия 2016, 03:04)
У каждого человека в жизни свой небесный столп. Свой огненный столп. Своя особая метка.
Своя ноша. Свой особый путь духовного постижения. Путь Веры. Путь покорности. Путь очищения: в своём глазу бревно увидеть, в чужом соринку не замечать.
5. ИН ТЫ / Небесное озеро (Удмуртия 2016, 04:41)
Человек ищет в своей жизни своё сокровенное озеро с Берегом сокровищ. Иногда находит его в местах потаённых – Местах Силы на земле. Приходит туда с открытым сердцем. С большим благодарением и почитанием Воршуду – Хранителю рода.
6. Жужгес пужы / Орнамент деревни Жужгес (Удмуртия 2016, 02:37)
Существует у любого человека, патронима, рода, народа своя особая энергетическая отметина-оберег в виде орнамента, пуса, тамги. Это своего рода визуально застывшие кармические капиляры в образе листьев, цветков, веток, стволов огромного необъятного Мирового древа – как будто Книги Бытия
7. Улон эсэп / Жизнью меченная (Удмуртия 2015, 03:41)
Трудная судьба простой удмуртской женщины Максимовой Зинаиды Андреевной из деревни Мукши. Долгий её рассказ о себе, о своей жизни в форме монолога. Она много раз находилась между жизнью и смертью. Но выжила, достойно вышла из жизненных передряг. У неё есть чувство, что Боженька любит её и никогда не оставляет. И она с благодарностью принимает выпавшие на её долю испытания. Таких людей с такими испытаниями молодые поколения уже не увидят никогда.
8. Уддяди тол вуко / Ветряная мельница деревни Уддяди (Удмуртия 2014, 08:55)
Ветряная мельница у удмуртов является Осью Вселенной. Она приводит в движение всё Мироздание. Эта энергия проходит через страстное Сердце Удмурта и Судьбу деревни Уддяди. Иногда ветряная мельница останавливается. Тогда Небо плачет Вселенской Росой. Но она запускается снова. И запускает его Неугомонная Душа.
9. Одо Маран / Спасительный удмуртский напев (Удмуртия 2010-2013, 07:50)
Агнец – распространённый поэтический образ в молитвах христиан. Это символ смирения и покорности. Это и символ удмуртского народа, ведомый бурными потоками глобализации на заклание, т. е. на ассимиляцию, на исчезновение, на вымирание. Человеческая цивилизация жертвует малочисленными народами ради перспективы неоднозначного и неясного будущего. При этом народ смиренно и покорно идёт по уготованному Богом пути, выполняя программу своей Божественной судьбы.
10. Пус / Тамга (Родовой знак) (Удмуртия 2016, 03:42)
Родовая карма влечёт в свои сладкие и вожделенные путы. Носитель патронима рода принимает их неукоснительно. Зазывает призывно флагом и пусом рода родственную душу из другого патронима для Вселенского танца.
11. Тэ-Тэ / Первые шаги (Удмуртия 2012, 07.10)
Первые шаги, как первая неуверенная поступь в запредельный мир, в мир табу и запретов, в мир познания самого себя. Это незримая пелена глубокой бесконечности трансперсонального состояния, множества личностных открытий. Непреодолимая тяга в Высь в постижении Истины и Полноты.
12. Дыргон сюан / Медвежья свадьба (Удмуртия 2014, 02:23)
Культ бесконечно радостного, раскрепощённого и искреннего танца в кружении двух сублапаноидных финно-угров. А может, это танец финно-угорских тотемных медведей на табуированной свадьбе и с табуированым удмуртским названием медведя под праздничные закадровые голоса финно-угорского сообщества? Внутренняя сущность архетипа медведя – духа-охранителя, духа-целителя, звериного двойника человека – становится осью, а тело – колесом, которое крутится на этой оси.
13. Muu Maa / Другая земля (истории расказанные глазами) (Финляндия 2015, 07:30)
«Муу Маа» – обычное выражение в финском языке. «Муу» означает другой, иной, прочий. «Маа» означает земля, территория. «Муу Маа» означает иное пространство, которое может быть очаровательным, привлекательным, или чужим, странным, непривычным, даже жутким и опасным. Оно может быть или раем или пустыней, или островом сокровищ, куда многие хотят попасть.