ТОРЭ ТАНЦУЕТ
TORE TANZT

Германия, 2013, 108 мин.
режиссер: Катрин Геббе
в ролях:
Юлиус Фельдмайер, Саша Александер Гершак, Анника Кул Свантье Колхов и др.
18+

*Баварская кинопремия Bavarian Film Awards, Мюнхен, Германия, 2014: лучший режиссёрский кинодебют.
*Премия Ассоциации немецких кинокритиков, Германия, 2014: лучший режиссёрский кинодебют, лучший актёр (Саша Александер Гершак). Номинации: лучший фильм, лучший монтаж.
*Национальная актёрская кинопремия Германии German Screen Actors Awards, 2014: лучший молодой актёр (Юлиус Фельдмайер).
*Международный кинофестиваль в Гамбурге, Германия, 2013: Screenplay Award (Катрин Геббе).
*Международный кинофестиваль «Чёрные ночи», Таллинн, Эстония, 2013: лучший дебютный фильм.
*Номинация на немецкую кинопремию Film+, Германия, 2014: лучший монтаж игрового фильма.
*Номинация на главную немецкую кинопремию Deutscher Filmpreis, Германия, 2014: лучший режиссёр, лучшая музыка.

Своеобразной европейской рифмой к «Тимбукту» станет в нашей программе этот дебютный фильм 30-летней Катрин Геббе Гамбурга, которая подвергает суровому испытанию современную христианскую мораль и фундаментальные общечеловеческие ценности. В числе своих кумиров Катрин Геббе называет Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке и Ульриха Зайдля. На Каннском кинофестивале 2013 года он был единственным немецким фильмом, получившим буквально в последнюю минуту приглашение в программу "Особый взгляд". Канны не ошиблись с выбором: шокирующая драма о непротивлении злу насилием не осталась незамеченной, удостоившись в равной мере заслуженных оваций и свиста. Предоставляя широкую свободу для интерпретаций, фильм не оставляет равнодушным, более того, провоцирует весьма интенсивные переживания. Этот радикальный и бескомпромиссный фильм осторожно берет своего зрителя за горло, постепенно сжимает хватку, а потом держит намертво в кулаке до самого последнего кадра, не давая ни на секунду отвести взгляд от экрана, несмотря на испытываемый острейший душевный дискомфорт.

Главный герой фильма, нежный юноша мечтательного образа, видимо, бездомный и оставшийся без семьи, прибился к группе гамбургских религиозных панков, интерпретирующих христианство на свой манер. Торе верит, безгранично и искренне, что каждый его поступок, каждый его помысел видит и слышит Учитель, распростёрший над ним свою милость и направляющий его шаг. Режиссёр в одном из интервью пояснила, что она списала своего героя, чистого душой и помыслами, у Достоевского из романа «Идиот». 

Их встреча была случайностью, но Торе посчитал, что угрюмый Бенно является его миссией, посланной свыше ради спасения, кого и от чего — прояснится позже и нам, и ему, а пока наивный дуралей, только что крещёный по обряду «Иисусовых Фриков» бросается на помощь незнакомцу, в машине которого не завёлся мотор, являя чудо восрешения из мертвых, возвратив к жизни умершее железо, но не встретив при этом ответа на свой душевный восторг.

Мальчик оказался слишком светел и чист, чтобы понять с кем он имеет дело, а когда распознал дьявола, бесстрашно вступил в неравную с ним борьбу, имея в себе лишь Христа, тогда как у врага был приготовлен не один большой камень за пазухой, и, чем яснее становилась для него святость его гостя, тем сильнее разгоралось дьявольское желание погрузить эту небесную святость в земное дерьмо. На какое зло способен человек, «князь Мышкин из Гамбурга» узнает очень скоро, но, даже осознав, что зло погубит его, он истолковывает свой «крестный ход» как миссию, как шанс «полюбить врага своего» и, если надо, принести себя в жертву ради спасения других.