ЗАЖГИ КРАСНЫЙ ФОНАРЬ
大红灯笼高高挎

Китай, Гонконг, Тайвань, 1991, 125 мин.
режиссер: Чжан Имоу
в ролях:
Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цуйфэнь Као, Цзину Ма и др.
  • Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1991: «Серебряный лев» за лучший кинодебют, приз ФИПРЕССИ, специальный приз Элвиры Нотари за отражение женской судьбы.
  • Премия британской киноакадемии, Лондон, 1993: лучший иностранный фильм.
  • Премия лондонского кружка кинокритиков, Великобритания, 1993: лучший иностранный фильм.
  • Премия Ассоциации кинокритиков Аргентины, 1993: лучший иностранный фильм.
  • Премия Бостонской ассоциации кинокритиков, 1992: лучший иностранный фильм.
  • Премия ассоциации кинокритиков г. Канзас-сити, США, 1992: лучший иностранный фильм.
  • Премия ассоциации кинокритиков г. Лос-Анжелес, США, 1992: лучший иностранный фильм, лучшая операторская работа.
  • Премия Нью-Йоркского кружка кинокритиков, США, 1992: лучший иностранный фильм, лучшая операторская работа.
  • Премия национального общества кинокритиков, США, 1993: лучший иностранный фильм, лучшая операторская работа, лучшая актриса (Гун Ли).
  • Национальная китайская кинопремия «Сто цветов», 1993: лучший фильм, лучшая женская роль.
  • Испанская национальная премия "Premis Turia", 1993: лучший иностранный фильм.
  • Национальная итальянская кинопремия Давида ди Донателло, Италия, 1992: лучший иностранный фильм. Номинация: лучшая иностранная актриса.
  • Номинация на премию итальянского национального синдиката журналистов, 1992: лучший иностранный режиссёр.
  • Номинация на американскую премию независимого кино Independent Spirit Awards, 1993: лучший иностранный фильм.
  • Номинация на премию американской киноакадемии Оскар, США, 1992: лучший иностранный фильм.

Первым режиссёром, прославившим китайское кино во всём мире, был именно Чжан Имоу. Этот гениальный китаец владеет многими тайнами мастерства и по праву может быть сопоставлен с уникальными творцами кинематографической поэзии и живописи. «Красным фонарём», получившим море кинопремий и наград во всем мире, он вновь подтвердил высочайшую изобразительную и кинематографическую культуру, потрясающе выстраивая композицию, завораживающе чередуя крупные и общие планы, снятые чуть сверху (кстати, съёмки происходили на острове Тайвань, в сохранившей свой многовековой уклад китайской усадьбе). Имоу — чуть ли не первый в современном кино КНР, кто обратился к тысячелетним традициям китайского миросозерцания и доказал, что, несмотря ни на какие запреты и идеологический диктат, в культуре Китая остались тесные связи с древнейшей философией и системой отношения к человеческому бытию. Эта трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала (не случайно, что он ни разу не показан даже на среднем плане!), без видимых усилий постановщика приобретает экзистенциальный контекст и подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто национальной традиции.

Итак, в 20-е годы XX века, в доме богатого пятидесятилетнего китайского феодала Чэня появляется четвёртая жена — образованная деревенская девушка Сунлянь.По имени её может звать только господин, для остальных она — четвёртая жена. Первая жена — уже «старуха», в которую когда-то юный Господин был влюблен и женился на ней. Вторая жена — простая и заботливая, «идеальная жена». Третья жена — в прошлом оперная певичка, яркая, кокетливая и самолюбивая, выбравшая роль любовницы в конкурентной борьбе жён. Красный — цвет тканей, прикрывающих тела женщин, цвет сорговой водки и крови, красный фонарь же — символ ожидания мужчины, который сделает массаж стоп специальными звенящими молоточками и торжественно зажжёт красные фонари во внутреннем дворике и в покоях избранной жены. Внимание господина даёт жёнам власть, статус, и их существование в доме — постоянные интриги с непредсказуемым исходом: злоба, смерть, безумие…