АЛИСА В ГОРОДАХ
ALICE IN DEN STÄDTEN

ФРГ, 1974, 110 мин.
режиссер: Вим Вендерс, 16+
в ролях:
Рюдигер Фоглер Йелла Роттлэндер Лиза Кройцер Эдда Кехль и др.
  • Премия ассоциации германских кинокритиков, Берлин, 1976: лучший фильм.

Уже четвёртый по счёту полнометражный фильм всего лишь 28-летнего Вима Вендерса, немецкого режиссёра голландского происхождения, был создан им задолго до мировой известности и кому-то может показаться почти любительским кинопроизведением (эта чёрно-белая лента снята только за 500 тысяч марок) с простым, бесхитростным, явно незамысловатым сюжетом. Журналист Филипп, который приезжает в США для того, чтобы сделать репортаж об Америке, понимает, что не в состоянии ухватить, запечатлеть и познать суть всего «американского». В аэропорту он встречается с молодой женщиной, которая просит присмотреть за своей девятилетней дочерью Алисой. Только позже выясняется, что от девочки просто хотели избавиться. Путешествие по Западной Европе в поисках некой бабушки сближает Филиппа и Алису, которые привязываются друг к другу в отчуждённом мире городов, вокзалов, аэропортов, самолётов, поездов, машин, дорог, мостов, бензоколонок, гаражей, домов, комнат в отелях… Скромный и непритязательный фильм «Алиса в городах» кажется маленьким шедевром, а точнее — непроизвольной, спонтанной, триумфальной одой самой природе кино, его подлинной сущности, которая заключается не только в «запечатлении времени», но и в «консервации» ускользающих мгновений, в наивно-иллюзорной попытке победить в отчаянной схватке с быстротекущим потоком бытия. Это можно уподобить лишь бесконечному стремлению человечества познать истину существования, скрытый смысл предназначения. Произведение Вима Вендерса относится к феноменам кинематографа, загадочно простым и неисчерпаемо многозначным, словно сама действительность, мелькающая по обе стороны от странника, будь он пеший, в автомобиле, поезде или на корабле, как Одиссей.