НЕБО НАД БЕРЛИНОМ
DER HIMMEL ÜBER BERLIN

ФРГ-Франция, 1987, 127 мин.
режиссер: Вим Вендерс
в ролях:
Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Питер Фальк и др.

Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 1987: лучшая режиссура.
Национальная баварская кинопремия, Германия, 1994: лучшая режиссура.
Французская гильдия кинокритиков, 1988: приз за лучший иностранный фильм.
Гильдия немецких артхаусных кинотеатров, 1989: премия за лучший немецкий фильм.
Национальная японская кинопремия «Голубая лента», 1989: лучший иностранный фильм.
Американская национальная премия независимого кино «IndependentSpiritAwards», США, 1989: лучший иностранный фильм.
Гильдия кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 1988: премия за лучший иностранный фильм и лучшую операторскую работу.
Национальная ассоциация кинокритиков США, 1989: премия за лучшую операторскую работу, лучший фильм и лучшую режиссуру.
Нью-Йоркский кружок кинокритиков, США, 1988: премия за лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру.
Международный кинофестиваль в Сан-Паоло, Бразилия, 1988: приз зрительских симпатий.
Европейская кинопремия, 1988: лучшая режиссура, лучшая эпизодическая роль (Курт Боис). Номинации: лучший фильм, лучшая операторская работа (Анри Алекан).
Немецкая национальная кинопремия, Германия, 1988: выдающийся игровой фильм, выдающаяся операторская работа. Номинация: лучшая мужская роль (Бруно Ганц).
Итальянский синдикат киножурналистов, 1988: номинация на премию за лучшую иностранную мужскую роль (Бруно Ганц).
Номинация на премию британской киноакадемии BAFTAза лучший иностранный фильм, Лондон, Великобритания, 1989.
Номинация на французскую национальную кинопремию «Сезар» за лучший иностранный фильм, Франция, 1988.

Тонкая поэтичная притча о путешествии двух ангелов по Берлину, разделённому пополам стеной-границей, о любви и жертвенности во многом определила облик европейского кинематографа конца тысячелетия. Практически все снявшиеся в картине актёры сыграли здесь свои лучшие роли. Образы фильма растасканы на цитаты режиссёрами самых разных культур и стилей. А сам фильм моментально приобрёл статус одного из самых культовых за всю историю кинематографа. Ангелы, обречённые на бессмертие, живут в Берлине, они обладают сверхзнанием, им известно будущее, они слышат мысли людей, но, созерцая жизнь вокруг себя, не в силах вмешаться в её ход, они невидимы для людей и бесплотны. Один из ангелов, особенно тяготящийся своей бесплотной сутью, влюбляется в воздушную гимнастку и, отвергая вечность, становится человеком со всеми его слабостями и несовершенствами.  «Простой» сюжет Вендерса весь пронизан поэтической метафизикой и явными реминисценциями. И Вендерс не был бы Вендерсом, если бы в круг его размышлений не было включено кино — постоянный, с самых ранних фильмов, предмет его рефлексии. Не случайно, конечно, «Небо над Берлином» посвящён «трём ангелам» — Андрею, Франсуа и Ясудзиро, то есть Тарковскому, Трюффо и Одзу, а один из падших ангелов (Петер Фальк) в фильме работает кинорежиссёром. Снятый в сдержанной манере простыми средствами фильм невероятным образом охватывает необъятное, повествуя одновременно о творцах и их творениях, о вечном и суетном, о человеке и вселенной, о неделимости любви и искусства. Не замечая того, вдруг погружаешься в чувственное переживание вечной и ускользающей красоты, которая есть вокруг нас и в нас самих, наслаждаешься ею, грустишь о её недолговременности, преклоняешься перед ней, приближаясь к особому состоянию «моно-но-аварэ» — пониманию очарования вещей и осознанию истинности увиденного.