СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE

Мексика-Италия, 1989, 105 мин.
режиссер: АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИЙ
в ролях:
АКСЕЛЬ ХОДОРОВСКИЙ, АДАН ХОДОРОВСКИЙ, ТЕО ХОДОРОВСКИЙ, БРОНТИС ХОДРОВСКИЙ, БЛАНКА ГЕРРА и др.

Гран-при международного кинофестиваля в Мадриде, 1989

Премия "Сатурн" Академии фантастическихForget Everything You Have Ever Seen, фэнтези- и хоррор-фильмов за лучшее исполнение детской роли Адану Ходоровскому, а также номинации: лучший режиссер, лучший хоррор-фильм, лучшая музыка, лучший актер (Аксель Ходоровский), лучшая актриса (Бланка Гера), лучшая детская роль "Фавиола Эленка Тапиа) - США, 1989.

авторы сценария:
АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИЙ
РОБЕРТО ЛЕОНИ
КЛАУДИО АРДЖЕНТО

режиссер
АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИЙ

оператор
ДАНИЭЛЬ НАНУЦЦИ

композитор
САЙМОН БОСВЕЛ

художник
АЛЕХАНДРО ЛУНА

ССЫЛКИ:

Официальный сайт режиссера (на исп. яз.)
Комиксы Алехандро Ходоровского (на фр. яз.)
Интервью Д. Волчека с Алехандро Ходоровским
О фильме Ходоровского "Священная гора" на сайте Ижевского киноклуба
О фильме Ходоровского "Крот" на сайте Ижевского киноклуба
О фильме Ходоровского "Фандо и Лиз" на сайте Ижевского киноклуба

 

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"

Забудьте все, что вы до сих пор смотрели!
Слоган фильма

"Святая кровь"- фильм мрачно красивый, стилизованный, на грани фильма ужасов, трэша и триллера. Кровь, метафоричность и торжество цвета - кажется, для Ходоровского нет ничего более завораживающего.

Орго - садист и хозяин цирка - изуродовал свою жену после того, как она застала его с другой женщиной. Их юный сын Феникс был тому свидетелем. В результате психической травмы он был помещен в больницу. Через 12 лет его психика, благодаря знакомому раздражителю, возвращается в естественное состояние. Почти естественное… Сын, замещая своими руками отрубленные отцом материнские руки, начинает совершает убийства…

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"

ИЗ ИНТЕРЬВЮ С РЕЖИССЕРОМ

Продюсер Клаудио Ардженто рассказывал, что у героя вашего фильма "Святая кровь" есть прототип, и вы были с этим человеком знакомы. Верно ли это?

Да! Верно! Я согласился с предложением Клаудио Ардженто сделать этот фильм, потому что был знаком с человеком по имени Годжо Гарденас, который в Мексике убил двадцать четыре женщины. Он хоронил убитых в саду дома своей матери. Гарденас признался в преступлениях, был приговорен к десяти годам заключения в психбольнице, выздоровел и стал адвокатом. Тогда-то я с ним и познакомился. Он забыл всё, что с ним произошло. Поверьте, это был совершенно нормальный человек. Познакомившись с ним, я понял, что искупление возможно. У него были две дочери, которые знали его прошлое и души в нем не чаяли. Глядя на него, я пришел к выводу, что и преступное общество, в котором мы живем, может искупить свои грехи. Люди убивают не из-за ненависти, а из-за безумия. Об этом мой фильм "Святая кровь".

Ваш сын Аксель играет в "Святой крови". Это ведь его единственная роль в кино?

Он актер, играет в театре Антонена Арто. И два моих других сына - тоже театральные актеры.

Две сходных сцены в ваших фильмах - в "Священной горе", когда старик вынимает вставной глаз и отдает его девочке и другая - в "Святой крови", когда человек на карнавале отрывает ухо и пытается запихнуть его девушке в рот, мне кажутся отражением Вашего отношения к сексу...

Настоящий художник не знает, что точно он делает. Ницше сказал, что чем выше дерево поднимает свои ветви к небу, тем глубже оно уходит корнями в землю. Чем интенсивнее я ищу возвышенного, тем глубже ухожу в мрачное и страшное. Когда я снимал две эти сцены, я не понимал, что я делаю. Теперь понимаю. Развращенный старик навязывает свои искусственные органы невинному существу. Он демонстрирует то, что у него искусственный глаз, искусственное ухо - то есть органы человеческих чувств, - показывает, что он одноглазый, одноухий, вскрывает свою ущербность. Он порочит невинность. В обоих случаях матери девочек - проститутки. Невинность зарождается в испорченном мире. Цветок вырастает из грязи. Всё, что я так долго пытаюсь выразить словами, на экране длится меньше минуты.

Premiere #9, 1998 из интервью Д. Волчека с Алехандро Ходоровским

 

 

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"

СИМВОЛИЗМ ФИЛЬМА

Шедевр Алехандро Ходоровского "Святая кровь" исполнен глубокого мистического символизма. Гностическое христианство, алхимия, аналитическая психология К. Г. Юнга - вот необходимый багаж для понимания этого произведения. Всякая попытка свести проблемы, поднятые Ходоровским в этом фильме к банальному фрейдизму, есть вопиющие дилетантство и поверхностность.

Фильм начинается со сцены, где главный герой с символическим именем Феникс, поразительно похожий на Христа (ключевой факт к пониманию фильма!), спускается с дерева, чтобы отведать рыбы. Параллели просятся сами собой: один из символов Христа в средневековой схоластике - "Феникс", который, как и Христос, умирает и возрождается. "Рыба" - главный символ Христа в раннем христианстве. Таким образом, этот эпизод означает открытие самости, принятие в себя своей природы, появление самосознания, первый робкий выход из первобытного мистического соучастия. Обретается индивидуальность, дух начинает вспоминать свою историю.

Следующий эпизод (детство Феникса) символизирует драму столкновения Патриархата и Матриархата. Ещё одна параллель между Фениксом и Христом, не сразу бросающаяся в глаза: так же как богом-отцом Христа является Ягве - достаточно деспотичный ревнивый божок, так и отец Феникса абсолютно бессознателен. Разрушаемая церковь Святой Агаты есть не что иное, как матриархальная культура, уничтожаемая культурой иудейской. То же противостояние разыгрывается и в семье Феникса, которая представляет собой круг уробороса, где мужское и женское бессознательно слиты и взаиморазрушаются. "Ястреб духа" отца порабощён инстинктивной сферой "ужасной матери", а мать, Кончита, в свою очередь одержима фаллистическим духом. Разрушение неизбежно: символическая смерть слона с кровотечением из хобота, намекающая на мотивы кастрации, предшествует реальной взаимной кастрации и смерти обоих родителей. Круг замкнулся, Феникс-дух низвергнут в безумие. Происходит то, что называется утратой души: Анима оказывается во власти оригастичного аспекта "ужасной матери".

Драма выходит на новый круг: Феникс оказывается во власти кастрирующей матери и становится в буквальном смысле её руками (кстати, Нойманн обращал внимание на фаллистический символизм рук!). Одержимый навязанным ему страхом греха, Феникс убивает всех женщин, которые становятся его искушением. По сути, тут символически показана духовная ситуация средневековья - христианство, утратившее душу и одержимое охотой на ведьм. Так шокирующий символизм превращения Феникса-Христа в одержимого маньяка становится понятен. До сих пор многие христиане психологически находятся на уровне подобного средневекового сознания. Также необходимо вспомнить оригинальный взгляд некоторых сект гностического христианства (офиты, каиниты, нахашены) на эдемское грехопадение: по их версии Адам и Ева находились в ЖИВОТНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ в мире тёмного демиурга Ялдабаофа, и змей был не дьявол, принёсший падение, а эпиноя Софии, открывшая несчастным пралюдям глаза. Учитывая это, мы можем сделать вывод, что поздняя христианская концепция грехопадения - неуклюжая подмена.

Постер фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"Самое первое убийство с метанием ножей, где Фениксу видится сцена из своего детства, намекает, что он одержим так же и отцовским духом. Он пытается защититься от матери, отождествившись с отцом. Разумеется, попытка более чем безнадёжная, и убийство продолжает следовать за убийством. Феникс фактически лишается пола, и всякая половая активность тут же кастрируется. Представление о бесполом, лишенном эротического начала Боге - это сомнительное достижение иудо-христианской парадигмы! Как уже было сказано, Феникс символизирует Христа. Возникает вопрос: всегда ли существовало представление о Христе как о персонаже, лишенном всякой эротической активности? надо привести притчу из апокрифического гностического евангелия Марии-пророчицы, цитируемого в работе "Aion" К. Г. Юнга: "Христос взял Марию на гору, а там извлёк у себя из ребра женщину и стал с ней совокупляться: Мария была настолько шокирована, что упала наземь. На это последовал ответ: "О маловерная! Если я говорю о земном, и вы не верите - как поверите, если я буду говорить о небесном?" Из этого отрывка видно, что в изначальном христианстве эротическое начало было плотно вплетено в образ Христа и не постулировалось как грех. Кастрация произошла позднее, в средние века. Зная эти тонкие нюансы, мы оказываемся способны понять скрытые истины, которые через аллегории и иносказания приоткрывает нам Ходоровский.

Феникс, оказывается, принуждаем к полному отказу от себя, от своего сознания, ибо Великой Матери нужны только руки, то есть фаллический, солярный дух которого она сама не имеет. Но процесс необратим! Сознание, обретённое однажды, будет стремиться к новому самораскрытию. Феникс, раскрашивая белой краской лицо своих жертв, пытается вспомнить аниму. И какое бы сопротивление ни оказывалось, как бы "Великая Мать" ни пыталась удерживать в рабстве иллюзии греховности жизни, каким бы бессознательным ни было "эго-сознание" - непобедимое стремление духа к самораскрытию рано или поздно возьмёт верх. Именно анима, вырвавшаяся из господства оригастической "Ужасной Матери", несёт это спасение! Тщетными оказываются надежды на самоуничтожение в объятьях "самой сильной женщины мира" или превращение в человека- невидимку - назад вообще путей нет, и только мучительное противоборство с "Ужасной Матерью" и обретение анимы способно принести желаемое искупление. Белая краска на лицах жертв, стремление "обелить" (т. е. одухотворить умерщвляемую плоть) становится своеобразной подготовкой к обретению анимы.

Перед тем, как Альма вошла к нему в дом, Феникс мучительно осознаёт свои преступления и на "кладбище своих жертв" видит, как убитые встают из земли. Он молит о прощении и, видимо, в ответ как символ искупления один из призраков ведёт к нему лошадь, татуированную точно так же, как и убитая мать Альмы. (К. Г. Юнг обратил внимание на то, что всё, происходящее в сновидениях с лошадью, является отражением происходящего и с физическим телом самого сновидца. Вплоть до того, что сновидения "смерти лошади" предсказывают и его скорую смерть). Таким образом, "лошадь" является символом тела и телесности вообще. И то, что лошадь ведут к Фениксу, можно рассматривать как осознание телесности, которая, конечно же, делает его сильнее. Осознав и приняв телесность, герой оказывается готов наконец-то дать отпор "Кастрирующей матери".

Что же Альма? Она нема... как нема душа, но одним своим безмолвным присутствием говорящая больше, чем все слова мира! Белым гримом она защищает Феникса от своей красоты, которая для него, одержимого идеей греховности, может оказаться разрушительной (это важно понимать). Столкновение Альмы и Кончиты есть ни что иное, как метафизическая драма столкновения бытия и небытия, жизни и смерти. Порабощённый, Феникс наконец-то освобождается, обретая душу. Но! Чтобы освободится, он должен полностью отказаться от себя!

Феникс, измученный неравной борьбой, пытается совершить самоубийство и только по случайности убивает мать. Здесь тайна: лишь при полном самоотказе дух в последнюю секунду вдруг самовосстанавливается, протягивая СВОИ руки к абсолюту предельного бытия. Интересный факт: если в начале фильма внешнее сходство Феникса с Христом узнается моментально, то к концу от этого сходства не остаётся и следа! Можно сказать, что происходит мучительное вочеловечивание: становясь ближе к себе, дух приносит в жертву своё надмирное величие, обретая подлинную человечность. Он утрачивает так называемую "невинность неведения", но обретает душу, обретает истинную целостность.

Подводя итоги можно сказать, что "Святая кровь" (впрочем, как и остальные работы Ходоровского) есть притчи о пути обретения целостности, обретения самого себя, о встрече духа и души, кои лишь вместе могут преодолеть оковы грозной опасности, имя которой - "Кастрирующая мать". Возможно, по прочтении этой статьи-доклада кое у кого возникнет чувство, что приведённые мной параллели и подтексты не имеют под собой предлагаемого смысла и просто придуманы мной. (Дескать, фильм "Святая кровь" - это просто качественно сделанный триллер без какого-либо метафизического и религиозного подтекста). Такие возражения я часто слышал. На мой взгляд, они имеют природу обычного невротического сопротивления тем поразительным поправкам, которые Ходоровский вносит в понимание Христа.

В ответ на подобные возражения я просто процитирую последнюю фразу фильма, цитату из псалма №143: "Я протягиваю свои руки к Тебе, Господи. Моя душа стремится к Тебе". Вот список литературы, рекомендуемой для более глубокого понимания фильма: Эрих Нойманн "Происхождение и развития сознания", Томас Манн "Иосиф и его братья", Карл Густав Юнг "Либидо: метаморфозы и символы.

www.castalia.ru/stat/hodor.html

 

 

БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА

Алехандро Ходоровский

Алехандро Ходоровский (Alejandro Jodorowsky) родился в г. Икик, Чили, 7 февраля 1929 года. Его семья бежала от погромов из царской России буквально на край света. Отец мечтал о карьере врача для своего сына, но сын связался с театром марионеток. В 1942 году он переехал в Сантьяго, поступил в Университет, работал цирковым клоуном, актером кукольного театра. В 1955 году он отправляется в Париж, где вместе с Марселем Марсо изучает пантомиму. Работал с Морисом Шевалье, в 1957 году снял свой первый фильм "Отрубленные головы" ("Les Tetes interverties"), который не сохранился.

Ходровский сошелся с сюрреалистами Роландом Топор и Фернандо Аррабалем, и в 1962 году они создали движение "Паника", в честь языческого бога Пана. В составе этой группы он написал несколько книг и театральных пьес. К концу 60-х он поставил ряд авангардных спектаклей в Париже и Мехико, создал серию комиксов "Fabulas Panicas", и снял свой первый из "выживших" фильмов, "Фандо и Лис" ("Fando y Lis", 1967), сюрреалистическую любовную историю, по пьесе Ф. Аррабаля.

В начале 70-х выходят картины "Крот" (El Topo, 1970) и "Священная гора" (The Holy Mountain, 1973), моментально ставшие культовой классикой мирового кино. В 1975 году Ходоровский возвращается в Европу и начинает работу над невиданной доселе кинопостановкой: экранизацией романа Франка Герберта "Дюна". В фильме должны были сниматься Сальвадор Дали и Орсон Уэллс, музыку написать Pink Floyd, а над визуальной стороной трудиться Гигер, О'Бэннон (которые позднее работали над фильмом "Чужой"), а также Жан "Мебиус" Жиро. Однако, вскоре продюсеры закрыли проект, и в конце концов роман в совершенно ином стиле экранизировал Дэвид Линч.

Следующим фильмом Ходоровского стал "Бивень" ("Tusk", 1979), история дружбы девочки и слона. Картина была дружно обругана критиками. В начале 80-х вместе с Мебиусом и другими художниками он работает над многочисленными комиксами, графическими и анимационными проектами, пишет книги. В 1989 он возвращается в режиссуру и снимает "Святую кровь" ("Santa sangre"), фильм, получивший широкий мировой прокат и восторженные отзывы кинематографистов. В 1990 году он приглашает Омара Шерифа и Питера О'Тула в свою следующую, на этот раз оказавшуюся провальной, картину " Вор Радуги" (The Rainbow Thief). В течение 90-х годов в содружестве с многочисленными художниками-графиками Ходоровский продолжает работать в сфере анимации.

В 2005-2006 году Ходоровский работает над фильмом "Авелькаин" ("Abelcain"), продолжением его знаменитой работы "Крот", 1970. Главного героя, как и в первом фильме, играет сам Ходоровкий, а его сыновей Авеля и Каина играют… сын режиссера Аксель Ходоровский и Мерлин Мэнсон. В декабре 2005 года в Ирландии Ходоровский стал режиссером свадебной церемонии Мэрлина Менсона и Диты вон Тесе.

Ходоровски-писатель издал не меньше дюжины прозаических книг, особенно активно пишет и публикуется с начала 90-х годов, вот несколько названий: "Кровожадные страсти пустоты", "Там, где птица лучше поет", "Паническая терапия", "Евангелие для излечения", "Мудрость анекдотов", "Мальчик черного четверга", "Альбина и мужчины-псы" и посвященный России - "Дерево повешенного бога".

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"

Кадр из фильма "СВЯТАЯ КРОВЬ \ SANTA SANGRE"