ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ/ ONE FLEW OVER THE CUCKOO'S NEST

США, 1975, 133 мин.
режиссер: МИЛОШ ФОРМАН /MILOS FORMAN/
в ролях:
ДЖЕК НИКОЛСОН /JACK NICHOLSON/, ЛУИЗ ФЛЕТЧЕР /LOUISE FLETCHER/, БРЭД ДУРИФ /BRAD DOURIF/, ДЭННИ ДЕ ВИТО /DANNY DE VITO/ и др.

5 премий "Оскар" в номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Милош Форман), лучший сценарий-адаптация (Лоуренс Хаубен, Бо Голдмэн), лучший актер (Джек Николсон), лучшая актриса (Луиз Флетчер). Номинации: лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучший актер второго плана, лучшая музыка.

6 премий Золотой глобус (США) в номинациях: лучший фильм, лучший сценарий (Лоуренс Хаубен, Бо Голдмэн), лучший режиссер (Милош Форман), лучший актер(Джек Николсон), лучшая актриса (Луиз Флетчер), лучший актерский дебют (Брэд Дуриф).

6 премий британской киноакадемии BAFTA: лучший фильм, лучший режиссер (Милош Форман), лучший актер (Джек Николсон), лучшая актриса (Луиз Флетчер), лучший монтаж (, лучший актер второго плана. Номинации: лучший сценарий, лучшая операторская работа, лучший звук.

Премия американской гильдии режиссеров за выдающиеся достижения в области кинорежиссуры Милошу Форману.

Премия датских кинокритиков Bodil за лучший неевропейский фильм.

Главная кинопремия Италии - приз Давида Донателло: лучший режиссер иностранного фильма (Милош Форман), лучший иностранный актер (Джек Николсон)

Премия Итальянского синдиката киножурналистов Серебряная лента лучшему иностранному режиссеру (Милош Форман)

Немецкая национальная премия Золотой экран.

Японская кинопремия Kinema Junpo лучшему иностранному режиссеру (Милош Форман).

Премия ассоциации кинокртиков Лос Анжелеса: лучший фильм

Премия американского национального кинохранилища: лучший фильм

Премия национального сообщества кинокритиков: лучший актер (Джек Николсон)

Премия кружка кинокритиков Нью-Йорка: лучший актер (Джек Николсон)

Премия американской гильдии писателей: лучшая драма-адаптация.

Номинация на Сезара (Франция): лучший зарубежный фильм.

Номинация на премию Grammy: лучшая музыка к фильму.

по роману Кена Кизи /Ken Kesey/

авторы сценария
ЛОУРЕНС ХАУБЕН /LAWRENCE HAUBEN/
БО ГОЛДМЭН /BO GOLDMAN/

ссылки:
сценарий фильма (на англ. яз.)

 

Афиша "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ"

Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных "Оскаров", что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии "Это случилось однажды ночью" Фрэнка Капры. Фильм Формана, который, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, пользовался громадным успехом в кинопрокате США и по-прежнему популярен у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на "ура" и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией.

Кадр из фильма "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" Экранизация культового романа Кена Кизи, известного всё-таки в узких кругах субкультурного толка, произвела мощный эффект на самую разную публику, пожалуй, благодаря расширительной трактовке режиссёром исходной ситуации, когда вместе с героем фильма Рэндлом МакМёрфи, не желающим отправляться в тюрьму и симулирующим признаки безумия, мы попадаем в сумасшедший дом, который оказывается своеобразной моделью общества. Там действуют те же законы, царят те же порядки. Но постепенно мы приходим к выводу, что на самом деле общество - модель сумасшедшего дома. Они меняются местами. Пациенты психиатрической клиники - не безумцы. Они находятся в ней добровольно. Потому что эта "психушка" - как убежище, последнее пристанище. Но и там общество не оставляет их в покое. Люди мечутся в безвыходной ситуации между личным и коллективным безумием. Альтернативы нет. Или тебя сделают настоящим сумасшедшим при помощи электрошока, или же подвергнут "промывке мозгов" в обществе, воспользовавшись средствами "массового оглупления" и тотальной манипуляции.

Но всё-таки персонажи картины решаются, благодаря МакМёрфи, на своего рода бунт, сначала отправившись с ним в самовольную поездку на автобусе, а потом протестуя против распорядка в клинике. МакМёрфи пробудил во всех подзабытое желание быть свободным, а значит - быть человеком. В финале же полная радость освобождения, которую смог почувствовать только исполин-индеец, в одиночку сбежавший из психбольницы - это то, что никогда не выбьет из памяти человека никакое общество. Бежит именно тот, для кого сумасшедший дом - окончательный приют, кто в обществе - самый жалкий отщепенец без прав и свобод. Но он устремляется в неизвестность, практически - в темноту, чтобы ощутить этот краткий миг свободы.

Кадр из фильма "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" Название романа и киноленты взято из детской песенки-эпиграфа: "Кто-то полетел на запад, кто-то полетел на восток, а кто-то полетел над гнездом кукушки". В вольной интерпретации литературного переводчика произведения Кизи получилась более ритмизованная и вдобавок рифмованная, как и в оригинале, считалочка: "Кто из дома, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом". Но в ней, к сожалению, пропал мотив географической распахнутости пространства, открытого на разные стороны света, что имело, наверно, дополнительное значение для Милоша Формана, можно сказать, сбежавшего на Запад с Востока и на себе испытавшего все "прелести" обоих общественных строев - социалистического и капиталистического.

Ведь для него тема внутренней и внешней свободы - на самом деле сквозная как в чешских, так и в американских фильмах: от первого "Отрыва" до пока что последнего "Человека на Луне". Форману претит любое проявление насилия над человеческой личностью, он не приемлет какой бы то ни было формы подавления и подчинения. Так что и в восторженно принятой в США картине "Полет над гнездом кукушки", и во встреченной с глухим раздражением экранизации рок-мюзикла "Волосы", и в кисловато оценённой работе "Народ против Лэрри Флинта" несомненен трезвый и беспристрастный взгляд на Америку, которая отнюдь не является раем на Земле, осенённым статуей Свободы.

Кадр из фильма "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" На американском жаргоне "кукушкино гнездо" - это сумасшедший дом. И бегство навстречу свободе - как полёт над гнездом кукушки. Но кроме того, название имеет иной смысл. Кукушкино гнездо - это гнездо без птенцов. Она бросает их на произвол судьбы - пусть выкарабкиваются сами. Как ни парадоксально, это вполне напоминает типичный американский принцип: "создай самого себя". Так что Америка - это пустое гнездо кукушки, а её родные дети оказываются бесприютными пасынками, бесконечно блуждающими по дорогам.
В этом плане "Полет над гнездом кукушки" в том числе и благодаря присутствию Джека Николсона, сыгравшему одну из своих лучших ролей, оказывается точно в контексте американского кино конца 60-х - начала 70-х годов, но одновременно воспринимается и как общечеловеческая притча экзистенциального содержания, повествующая об отношении личности к проблеме свободы, будь она только собственная или общественно значимая.

(c) Сергей Кудрявцев

 

 

Кадр из фильма "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" "Полет над гнездом кукушки" принес Милошу Форману, чешскому эммигранту, триумфальный успех, не сравнимый ни с какой кинематографической сенсацией Голливуда за два последних десятилетия. Впервые в истории американского кинематографа фильм выходил за рамки голливудских стандартов, а глубокой психологической проработкой образов следовал лучшим традициям Европы. За исполнение роли МакМерфи малоизвестный тогда актер Джек Hиколсон получил первый в своей жизни "Оскар" (на сегодняшний день их у него три) и премию "Золотой глобус", а также колоссальное материальное благополучие, предъявив позже кинокомпании новые условия для дальнейшего сотрудничества - 15 млн. долларов за главную роль и десять за роль второго плана.

Кадр из фильма "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" "Полет над гнездом кукушки" Милош Форман снял за несколько недель, без дублей, в настоящей психиатрической клинике с реальными больными и медперсоналом. Выделенной продюсерами суммы не хватило. Форман заложил всю имеющуюся у него недвижимость, занял под проценты баснословную сумму денег и ... кто не рискует - не пьет шампанского! В результате картина получила грандиозный успехи и у зрителей и у самих кинематографистов и стала культовой картиной 70-х. Режиссер принимает гражданство США и становится профессором кинофакультета в Колумбийском университете. Купаясь в лучах славы, он и не помышлял, что через десять лет его новый киношедевр "Амадей" принесет еще восемь "Оскаров", а его создатель пополнит список самых богатых кинорежиссеров Америки.

Александр Анничев

 

 

О РЕЖИССЕРЕ

МИЛОШ ФОРМАН Милош Форман, родился 18 февраля 1932 г. в Чехословакии.

В годы Второй мировой войны и оккупации Чехословакии потерял родителей в концлагере. Выпускник кинофакультета Пражской ФАМУ - академии искусств. С середины 50-х годов выступает в качестве сценариста, принимает участие в создании первых программ знаменитого театра "Латерна Магика".

В 1963 дебютирует документальным фильмом "Конкурс" (Konkurs), воспроизводя атмосферу молодежного увлечения джазом и достаточно безрадостную картину конкурса любителей этой музыки, которые демонстрируют свое умение перед профессиональным жюри. В 1964 Форман выступает с полнометражным фильмом "Черный Петр" (Black Peter/Cerny Petr, другое название "Петр и Павла", первая премия МКФ в Локарно), шокируя зрителей и, особенно, руководителей кинематографии ЧССР документально переданной атмосферой бесцветной жизни низов и сочетая достоверность неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев, роли которых исполняли как профессиональные, так и непрофессиональные актеры.

Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знакомство с выводимым на экране материалом, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и - главное - обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана, "Любовь блондинки" (Lasky Jedne Plavovlasky, 1965); "Горит, моя барышня..."/"Бал пожарных" (Hori, Ma Panenko, 1967), революционным событием в жизни кино ЧССР, а самого режиссера - признанным лидером так называемой "чешской волны". Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова, Э. Шорм, И. Менцель и др.) Форман противопоставлял эстетике соцреализма опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й. Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл и заслужил упрек в цинизме и пессимизме за сатирическое изображение жизни рядовых членов строящегося социалистического общества.

В 1968 после вторжения советских войск в Чехословакию не вернулся из Франции, где вел переговоры о съемках нового фильма. Новая страница творчества режиссера открывается после его переезда в США, где в 1971 он снимает свой первый американский фильм "Отрыв" (Taking Off, премия МКФ в Канне), посвященный вечной теме Формана - конфликту поколений, в ходе которого старшее олицетворяет агрессивное начало и подавляет творческий дух молодежи, жаждущей свободы от всяческих пут и ограничений. В этой попытке показать Америку глазами иностранца Форман пытался сохранить верность своему методу и стилю на новом материале. Его следующая работа - эпизод о десятиборцах в документальном фильме "Глазами восьми" (Visions Of Eight, 1972) - об Олимпиаде в Мюнхене. В дальнейшем предпочитает экранизации американской литературы, позволявшие сохранить верность теме несовместимости поколений и симпатиям к молодежной контркультуре, выражавшей протест юности и прогресса против лицемерия и насилия "верхов". Не изменяет Форман и "бунтарям", нарушающим все нормы и традиции, обреченным на поражение и показываемым с иронической нежностью.

Кадр из фильма "ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" Лучшей картиной американского периода оказывается "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (One Flew Over The Cuckoo's Nest, 1975, по повести К. Кизи, премии "Оскар" за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и лучшее исполнение мужской и женской ролей). Переработав первоисточник, Форман сделал героя Кизи борцом против удушающей диктатуры "молчаливого большинства" и показал его моральную победу над "системой". Затем режиссер создал киноверсию посвященного протесту молодежи против вьетнамской войны рок-мюзикла "Волосы" (Hair, 1979) и через два года - экранизацию антирасистского романа "Рэгтайм" (Ragtime) Э. Л. Доктороу. В 1984 Форман получает несколько "Оскаров" за экранизацию пьесы П. Шеффера "Амадей" (Amadeus) (за лучший фильм года и лучшую режиссуру), интерпретировав поединок Моцарта и Сальери как непримиримый и вечный конфликт между традицией и посредственностью с одной стороны - и гением, свободой и инстинктом с другой. В 1989 снял картину "Вальмон" (Valmont) по мотивам известного эпистолярного романа "Опасные связи" Шодерло де Лакло. После нескольких лет вынужденного простоя вновь привлек к себе внимание противоречивой лентой "Народ против Лэрри Флинта" (The People vs. Larry Flynt, 1996, главная премия на МКФ в Берлине-97) о драматической судьбе издателя порножурнала "Хастлер".

С 1975 преподает на киноотделении в Колумбийском университете.

Владимир Утилов, киноэнциклопедия КМ