НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWA

Южная Корея-Япония, 2005, 90 мин.
режиссер: КИМ КИ-ДУК
в ролях:
МИН-ДЖОН СЕО, СУНГ-ХВАН ЧОЙ, ДЖИ-СИК СЕО

оператор
КАНГ СЕОНГ-БАК

музыка
КАНГ ЭУН-ИЛЬ

ССЫЛКИ
Официальный сайт фильма (на фр. языке)
О съемках фильма и его символике

 

Кадр из фильма "НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWAL"

Я иллюстрировал желания и надежды одинокого старика связанные с молодой девочкой, которым никогда не суждено сбыться. Однако помимо желания и надежды это может быть еще и навязчивой идеей. У всех нас есть надежды и желания, которые мы не можем озвучить. Я хотел показать, насколько мерзки, благородны, красивы, грустны и счастливы они могут быть. Натянутость обладает сильным и красивым звуком… Я хочу быть, натянутым, как тетива до самой смерти.

Ким Ки- Дук


КИМ КИ-ДУК

Его фильмы регулярно получают призы на международных кинофестивалях: "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" выдвигался на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, а "Самаритянка" удостоилась "Серебряного медведя" на 54-м МКФ в Берлине. "Режиссер, который не боится критики, но боится делать кино, лишенное жизни" - так говорят о Ким Ки-дуке. Ижевский киноклуб каждый раз с восхищением и трепетом показывает работы мудрого восточного мастера. Его новая работа о молодости и старости, о любви и смерти.

"Натянутая тетива" - самый точный символ любовных отношений на грани нервного срыва. Даже если струна оборвется не вовремя, укол наконечника стрелы станет не жестоким лишением жизни, а милосердным избавлением от мучительного выбора между опытом и невинностью. Ким Ки-Дук в очередной раз продемонстрировал искусство сплетать действие, музыку и кадр воедино, сняв притчу о жизни, времени, истории и даже о судьбе Южной Кореи, тоже однажды драматически расставшейся с собственным прошлым.

Кадр из фильма "НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWAL"

Фильм, как всегда у Ким Ки-Дука, невероятно красив и одновременно беспощаден. Глубок и лаконичен. Но эту фирменную кимкидуковскую простоту язык не повернется назвать банальностью. Она дорогого стоит. Как и финальные кадры, которые могут претендовать на звание самой удивительной постельной сцены этого пресыщенного любовными экзерсисами киногода.

На волнах моря-океана дрейфует баржа с изображением Будды на борте. На барже обитают двое. Он - мужчина крепкой сборки, но уже стар. Обветренное суровое лицо и мозолистые руки. Себя он запустил: не заботится ни о манерах, ни о красоте костюма. Запасные башмаки прячет за пазухой, а рабочий ватник с прорехами не снимает даже на ночь. От дедушки, должно быть, пахнет рыбой, но он - не кто иной, как герой-любовник.

Кадр из фильма "НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWAL"

Она - прекрасное лицом эфемерное создание шестнадцати лет. Ходит босая, всегда молчит, но улыбается совершенно чудесно. Ее эмоции так же просты, как пейзажи за бортом катера. Синяя вода и розовое солнце - прелестница звонко смеется и качается на качелях, устроенных за бортом с Буддой. Туман и свинцовые волны - на барже случились гости, которых она не очень-то жалует за хамское поведение.

Гости - любители рыбалки - арендуют живописные диванчики, расставленные по бортам судна. Сидя на них, удобно удить рыбку и заигрывать с молчуньей. "Это твой дедушка, правда?" - интересуются молодые люди, пуская пойманных рыб девице за воротник. Наивные! Сразу видно, они не смотрят фильмов Ким Ки-Дука. Никакая она не внучка, а самая настоящая невеста. И ее жених непременно отомстит нахалам. Дело в том, что дедушка мастерски стреляет из лука. Выпущенные стрелы преследуют цели, прежде всего, воспитательные. Они впиваются не в самих злоумышленников, но в поверхности в пяти сантиметрах от них. Однако для полноценного испуга этого вполне достаточно, и остается непонятным, почему у дряхлеющего стрелка все еще не перевелась клиентура.

Кадр из фильма "НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWAL"

Любовь в новом фильме Ки-Дука вновь облечена в причудливую форму. Из происходящего на экране явственно следует, что старик и девушка испытывают друг к другу нежные чувства. Это не любовный пыл, но наши двое планируют пожениться. Свадьба должна состояться, как только девушке исполнится семнадцать. А пока старик ежедневно моет ее в лохани и вычеркивает из календаря дни, отделяющие их от дня "Х". День обведен на календаре сердечком - старику не чужды сентиментальные чувства. Но придет ли к паре счастье?

Придет, потому что Ким Ки-Дук вслед за "Пустым домом" снова снял кино со счастливым концом. Не ждите сцен с поруганием над молодым телом. Зная мастерство режиссера, не приходится сомневаться, что он сумел бы эстетично показать лысеющую голову на обнаженной девичьей груди. Но не в том состоит цель корейца-философа.

Кадр из фильма "НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWAL"

В "Натянутой тетиве" девочка-самаритянка не покончит с жизнью в начале фильма, она пройдет свой путь до конца. Это почти Достоевский - сострадательная любовь, нечеловеческие жертвы и смирение со спокойной улыбкой. Таким добродетелям не помеха даже влюбленность в прекрасного юношу, который приехал за ней с Большой Земли.

А что же наш дедушка? То, что являлось смыслом его существования, может легко упорхнуть из рук. Но трагедия не в том, что старик лишится своей доли плотских утех. Эта девушка - его связь с безграничной красотой жизни. Он любит этот мир и перед своим уходом хочет совершить символический акт единения с ним. Ему это удается, но не без помощи мистических сил.
Продолжая познавать красоту в глубину, Ким Ки-Дук делает непростое кино. В его фильмах присутствует нечто катарсическое. Что это может быть? Наверное, морской воздух.
Любите кино.

По материалам Юлии Семенюк

БИОГРАФИЯ КИМ КИ-ДУКА

КИМ КИ-ДУК

Южнокорейский режиссер и художник Ким Ки-Дук родился 20 декабря 1960 года в селе Понхва на севере провинции Кенсан. Рос трудным подростком, часто ввязывался в уличные драки. В детстве посещал миссионерскую школу. Перебравшись в город, родители отдали его в сельскохозяйственную школу, которую он бросил и ушел работать на завод. В 20 лет завербовался в морскую пехоту. Отслужив 5 лет, увлекся живописью. В 30 лет практически без денег отправился в Париж, где в 1990-1992 гг. изучал историю искусств и живопись. Выставляться как художник в нескольких европейских странах. В 32 года впервые попал в кинотеатр и заболел кино. Вернулся в Корею, начал писать сценарии.

В 1995 году получил Гран-при Гильдии сценаристов Кореи. В 1996 году снял по собственному сценарию первый фильм "Крокодил". Основал движение "Противоречивое и уникальное", обновившее корейский кинематограф. Ким Ки-Дук - уникальная фигура в истории корейского кино. В Южной Корее режиссурой занимаются после длительной подготовки только выходцы из привилегированных слоев общества. Ким Ки-Дук привносит в эту рафинированную среду сырую энергию изгоев и отщепенцев, снимая на свой страх и риск без всякой предварительной подготовки. Он называет себя "партизаном", во время съемок пренебрегает правилами кинематографии, предпочитая полностью положиться на интуицию.

За свою пятилетнюю карьеру Ким Ки-Дук снял немало выдающихся фильмов и зарекомендовал себя как очень оригинальный режиссер, чьи работы сочетают в себе интересный замысел и высокохудожественное исполнение. В своих картинах он переводит внутренние желания одиноких людей в образы, где сосуществуют лихорадочное саморазрушение и возвышенный лиризм. Его грубый, но символичный стиль видения, который похож на доисторические пещерные рисунки, сильно отличается от буржуазного эстетического искусства, основанного на холсте и мольберте. Ким Ки-Дук заявляет: "Я делаю все возможное, но я не хочу быть лучшим". Многие называют его творческим наследником одного из величайших мастеров корейского кинематографа Ким Ки Яна, который демонстрировал изощренные формы дьявольского желания на раннем этапе развития корейского кино в 50-60 годах.

Ким Ки-Дук занимает особое место в корейском кинематографе, список его картин растет с небывалой быстротой. После своего дебюта с картиной "Крокодил" в 1996 году он за шесть лет снял еще семь художественных фильмов: "Дикие звери" ("Wild Animals") (1997), "Клетка" ("Birdcage Inn") (1998), "Остров" ("Isle") (2000), "Реальный вымысел" ("Real Fiction") (2000), "Адрес неизвестен" ("Address Unknown") (2001) и "Плохой парень" ("Bad Guy") (2001). Его партизанский подход к постановке картин, с крайне низким бюджетом и высокой скоростью съемки, вызывает противоречивые толки. Но что удивительно, он по-прежнему продолжает снимать фильмы, хотя никогда не пользовался коммерческим успехом в Корее. В отличие от большинства корейских режиссеров, выходцев либо из высшего, либо среднего класса, и получивших блестящее образование, Ким Ки-Дук почти всю свою жизнь "не имел ничего общего с культурой". Это позволяет ему написать непостижимый портрет тех, кто лишен достойных условий существования. Ни один корейский режиссер не знает простого народа так хорошо, как Ким Ки Док: народа, который до того привык к отчаянию и деградации, что уже и не помышляет об избавлении. При этом в его фильмах так много образных завораживающих графических зарисовок, что они представляются нам снопом огненных искр, пронзающих темноту ночи. "Остров" ("Isle") и "Адрес неизвестен" ("Address Unknown") были включены в конкурсную программу Международного Венецианского кинофестиваля. Ким Ки-Дук как "подлинный представитель корейского кинематографа, чьи фильмы одновременно оригинальны и интересны с коммерческой точки зрения", скорее всего, получит известность во многих странах мира.

www.cinemasia.ru

Постер фильма "НАТЯНУТАЯ ТЕТИВА / HWAL"