КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION

США, 2006, 106 мин.
режиссер: РОБЕРТ ОЛТМЕН
в ролях:
ВУДИ ХАРРЕЛЬСОН, ТОММИ ЛИ ДЖОНС, МЕРИЛ СТРИП, ГАРРИСОН КЕЙЛОР и другие…

Приз газеты "Berliner Morgenpost" на Берлинском кинофестивале, 2006, за лучший фильм.

Номинация американской гильдии кастинга в категории "Лучший кастинг комедийного фильма", Калифорния, США, 2006.

цветной

авторы сценария
ГАРРИСОН КЕЙЛОР
КЕН ЛАЗЕБНИК

оператор
ЭДВАРД ЛАЧМЭН

музыка
GUYS ALL-STAR SHOE BAND

 

ССЫЛКИ

Официальный сайт фильма (на англ. яз)
Фан-сайт Томми Ли Джонса (на англ.яз)

 

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Гай Нуар:
Эти люди отдали свои жизни за это шоу!
Эксман:
Ну, теперь они могут отдать их за что-то другое. В этом и состоит прелесть нашего мира: всегда найдется что-то, за что можно отдать жизнь.
(диалог из фильма)

По сути, "Компаньоны" - это упрощенный перевод названия старого и до сих пор чрезвычайно популярного американского радиошоу "A Home Prairie Companions". Вот уже тридцать лет, как шоу с успехом крутится по всей Америке - особо интересующиеся могут услышать его, к примеру, на цифровом радио ВВС7. Ведет его неизменный Гаррисон Кейлор - человек, придумавший не только сам формат еженедельного радио-шоу, но и целую легенду вокруг него - озеро Вобегон в Минесотте, на берегу которого живут простые фермеры, коренные норвежцы, стойкие, сильные и равнодушные к мирской суете. Кейлор еженедельно пишет свои вобегонские вести, рассказывает в своем радиошоу вобегонские истории, передает вымышленную вобегонскую рекламу, и каждый раз заканчивает его словами: "И это были новости с озера Вобегон, где все женщины стройны, все мужчины симпатичны, и все дети старше тридцати".

У "Компаньонов", быть может, самого тихого и домашнего шоу в мире, своя многомиллионная аудитория. Забавно, что основными слушателями шоу, состоящего из песен кантри вперемешку с вымышленными фермерскими историями, являются никакие не фермеры и не запоздалые в развитии ковбои - передача Кейлора пользуется огромным успехом именно в больших городах и индустриальных центрах. В Лос Анджелесе и Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, оно помогает мечтать об "идеальной Америке", потому что в сердце каждого американца, конечно, живо представление о том, что его страну строят не клерки в банках, а высокие стройные люди в широкополых шляпах, днем возделывающие землю, а вечерами ведущие мудрые и неторопливые разговоры в кафе за вишневым пирогом и чашкой черного кофе - смотри "Твин Пикс", "О где же ты, брат?" братьев Коэнов, "Великого Гетсби" и все романы Фолкнера.

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Идея сделать из радио-шоу фильм, как и сценарий этого фильма, принадлежат самому Кейлору. Не то, чтобы он хотел увековечить себя и свое шоу навечно - хотя и сам Кейлор снимается в фильме как главный герой, его никак нельзя назвать звездой: он просто шаркает ногами, шамкает губами и долдит в микрофон свои не очень смешные шутки. Однажды, кстати, телевизионная запись шоу Кейлора появилась в эпизоде "Симпсонов" - в мультфильме Гомер Симпсон не выдержал и пяти секунд, вскочил и начал колотить по телевизионному изображению Кейлора, приговаривая "be funny" - будь смешным. Но нет, Кейлор вовсе не хочет быть смешным, и если бы его шутки дейтсвительно претендовали на то, чтобы быть шутками, шоу закрыли бы уже лет тридцать назад. Но он не веселит, он развлекает, выстраивая почти сказочный мир, в котором каждому американцу уютно как в колыбели. Он великий фантазер, как знает всякий, кто хоть раз слушал его шоу, но он и великий гуманист.

Именно это, наверное, привлекло в сценарии "Компаньонов" и режиссера Роберта Олтмена, и таких звезд как Мерил Стрип, Вуди Харрельсон, Вирджиния Мейдсон и малышка Линдсей Лохан. Хотя шоу из фильма носит то же название, что и шоу Кейлора, хотя и там, и там Гариссон Кейлор играет главную роль, оба шоу посвящены кантри-музыке, и оба они снимаются в театре Скотта Фитцжеральда в маленьком городке Сент Паул в Минесотте, на этом сходство практически исчерпывается. Если реальных "Компаньонов" Кейлор тащит практически в одиночку, то "Компаньоны" из шоу - это целая команда кантри-музыкантов, собранных сюда со всей Америки. Своего рода резерватор для мастодонтов из прошлой жизни, очень простых и милых, которых Кейлор придумывает с присущим ему чувством юмора: ковбоев Дасти и Лефти, которые, если их не остановить, начинают распевать со сцены сальные шуточки, заслуженных кантри-стариков и болтающих без умолку одновременно сестер-певичек.

"Компаньоны" сильны отнюдь не сюжетом, он прост: некая техасская компания, заинтересованная в получении прибыли, выкупила радиостанцию, где идет передача, и собралась закрывать ее. Поэтому шоу идет в последний раз, а помимо прочего, туда является еще ангел смерти в белом плаще (герой, которого Олтмен мечтал убрать, но, к сожалению, Кейлор переубедил его) и косит последних героев старой Америки с нежной доброй улыбкой. От фабулы, если ее пересказывать, не остается ничего. Последний фильм Олтмена - это не история, а образ. Образ настолько сильный, что история оказывается ему как бы и не нужна.

Это кино прекрасно. И хотя ему поначалу и прочили провал в американском прокате, понемногу оно начинает набирать свое. Остается надеяться, что то же случится и в России. Потому что не так часто удается посмотреть на то, как делают кино великие гуманисты. А Гариссон Кейлор и Роберт Олтмен - это именно что великие гуманисты, ненадолго объединившиеся, чтобы немного спасти мир.

Лиза Биргер www.polit.ru

 

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Дасти:
Что слон сказал голому человеку?
Лефти:
Что?
Дасти:
Какой милый хобот! И ты можешь через него дышать?
(диалог из фильма)


На бодрых, с песнями и прибаутками, поминках по старомодному радио, каким оно было до появления телевидения, выступает целый паноптикум эксцентричных персонажей, среди которых выделяются два поющих дуэта: сестры Джонсон (Лили Томлин и Мерил Стрип) и ковбои Дасти и Лефти (Вуди Харрельсон и Джон Си Рейли). Старлетка Линдсей Лохан играет дочку героини Стрип, обуреваемую мыслями о суициде и кропающую об этом поэму, которую она продекламирует в финале представления. Повествование ведется от лица охранника - Кевина Кляйна, пародирующего детективов в стилистике film noir, о которой также напоминает роковая женщина в белом плаще (Вирджиния Мэдсен). На самом деле она ангел смерти, пришедший за одним из персонажей, но в то же время и жертва радио: она погибла, когда слушала "A Prairie Home Companion" за рулем и так смеялась одной из идиотских шуток, что улетела в кювет.

Роберт Олтмен надеется, что картина привлечет публику "примерно такого же рода, которая ходила на фильм Мела Гибсона об Иисусе", то есть тех людей, которые, как правило, в кино вообще не ходят. Не потому, что кино не любят, а потому, что последнее время ходить в него стало как-то малоинтересно, в том числе и из-за отсутствия в нем элемента импровизации. Чего-чего, а уж этой-то непредсказуемости у Олтмена всегда хватало, и "Компаньон" в этом смысле - тоже наглядный образец: не просто всхлип старческой ностальгии о золотых денечках, канувших в Лету, а своего рода творческое завещание, составленное умудренным опытом художником, хорошо отдающим себе отчет в конечности собственной жизни.

по материалам Лидии Масловой

 

 

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Ну почему так: работаешь и работаешь, а получается всегда совсем не то?
(из фильма)

Собрав на одном пятачке Fitzgerald Theatre Мерил Стрип, Вуди Харрельсона, Томми Ли Джонса, Кевина Кляйна и еще нескольких симпатичных артистов, 80-летний Олтмен с их помощью снял гимн жизни и прощание с ней. Это также очередная глава олтменовского путеводителя по джунглям мировой, но преимущественно американской популярной культуры. После серии фильмов, посвященных джазу ("Канзас-Сити"), балету ("Труппа"), моде ("Прет-а-порте"), живописи ("Винсент и Тео") и кинематографу ("Игрок"), Олтмен возвращается к музыке в стиле кантри, ставшей темой его давнего шедевра "Нэшвилл". То, что в середине 70-х казалось революцией в жанре мюзикла и вообще жестокой правдой-маткой об Америке, сегодня выглядит добродушной стариковской ностальгией.

по материалам Андрея Плахова

 

 

О РЕЖИССЕРЕ

Роберт Олтмен

Роберт Олтмен родился 20 февраля 1925 года в Канзас-Сити. Учился в иезуитском колледже, в 18-летнем возрасте пошел в армию, воевал как пилот против японцев в Индонезии, совершил более 50 боевых вылетов. Выйдя в запас в 1947, начал учиться на инженера в университете Миссури. Продав в следующем году свой совместный сценарий "Телохранитель" студии RKO, бросил учебу, переехал в Нью-Йорк, попробовал сделать карьеру писателя, но неудачно. В итоге вернулся в Канзас-Сити, где работал в местной кинокомпании в качестве режиссера, оператора, монтажера, сценариста.

Скопив денег, снял первый художественный фильм "Правонарушитель" (1955). Документальный фильм "История Джеймса Дина" (1957) привлек к нему внимание Альфреда Хичкока, с которым работал недолго, но благодаря самому факту сотрудничества с великим мастером Олтмен попал на телевидение и стал снимать успешные сериалы. Первый "большой" художественный фильм - "Отсчет" (1965), с монтажом которого режиссер, впрочем, резко не согласился. В 1969 снял "Холодным днем в парке", а в следующем году - "M.A.S.H.", немедленно ставший классикой, номинированный на "Оскара" и взявший гран-при на Берлинском и Каннском кинофестивалях. Дальнейшие фильмы: ""Маккейб и миссис Миллер", "Брюстер Макклауд" (1971), "Долгое прощание" (1973), "Воры, как мы" (1974), "Нэшвилл" - номинация на "Оскар" (1975), "Буффало Билл и индейцы, или уроки истории Сидящего Быка" (1976), "3 женщины" (1977), "Свадьба" (1978), "Квинтет" (1979), "Пучеглазый" (1980), "Тайная честь" (1985), "Лечению не подлежит" (1987), "Тупой официант" (1989), "Винсент и Тео" (1990), "Игрок" - номинация на "Оскар" и гран-при в Каннах (1992), "Короткие отрезки" - номинация на "Оскар" (1993), "Канзас Сити" (1996), "Доктор Т и женщины" (2000), "Госфорд-парк" - "Золотой глобус" и номинация на "Оскар" как лучшего режиссера и за лучший фильм (2001), "Труппа"(2003), "Компаньон" (2006).

www.kino.orc.ru

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"