БАРБАРЕЛЛА
BARBARELLA

Франция - Италия, 1968, 98 мин.
режиссер: РОЖЕ ВАДИМ
в ролях:
ДЖЕЙН ФОНДА, ДЖОН ФИЛЛИП ЛОУ, МАРСЕЛЬ МАРСО, УГО ТОНЬЯЦЦИ и другие…
16+

Номинации на премию «Золотой Лорель» за лучшее исполнение женской комедийной роли, США

авторы сценария:
ЖАН КЛОД ФОРЕ (автор комиксов)
РОЖЕ ВАДИМ
ТЕРИ СУТЕР
ВИТТОРИО БОНИЧЕЛЛИ
КЛЕМАН БИДЛ ВУД
БРИАН ДЕГА
ТЮДОР ГАТ

оператор
КЛОД РЕНУАР

художник по костюмам
ПАКО РАБАН

музыка:
МИШЕЛЬ МАН
ДЖЕЙМС КЭМПБЕЛ

продюсер
ДИНО ДИ ЛАУРЕНТИС

 

 

Кадр из  фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

Этот фильм и сейчас называют культовой классикой, а еще как наиглупейшим, так и самым веселым научно-фантастическим фильмом в истории кино. Но учитывая, что с момента его создания прошло уже тридцать пять лет, «Барбареллу» по праву можно отнести к фильмам, которые никогда не будут забыты.

Сюжет

В сорок первом столетии нашей эры сумасшедший ученый Дюранд Дюранд изобретает оружие, способное уничтожить целую планету и бежит с ним на планету Литеон. Барбарелла, космический пилот с Земли, послана, чтобы найти его и убедиться, что оружие не используется (и заодно поискать приключений и развлечений). По пути она встречает множество странных созданий «и несет им всем любовь», как расплывчато говорится в аннотации фильма.

Обстоятельства

Фильм был истинным сыном своего времени – а время его создания приходится на конец шестидесятых. Движение хиппи, сексуальная революция, бунтарский дух, наивные идеалы, «космическое» десятилетие, психоделическое искусство, мини-юбки и мода на футуризм – вот откуда появилась «Барбарелла» со всеми своими особенностями и странностями. Фильм основан на одноименной книге комиксов «для взрослых» Жан-Клода Фореста. «Барбарелла» немало позаимствовала у научно-фантастических сериалов 1930-х годов, включая сюжет, костюмы и декорации.

Кадр из  фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

Начало фильма

Фильм открывается стриптизом в условиях невесомости в исполнении Барбареллы: то, что сначала было неопределенного пола существом в космическом скафандре, через несколько минут превращается в блондинку с томным взором, чья нагота прикрыта лишь буквами начальных титров. Зритель остается или в полном восторге, или в совершенном ужасе (или все сразу).

Герои

Барбарелла в исполнении Джейн Фонды, которая надолго определила стандарт женской привлекательности в научной фантастике: обтягивающие комбинезоны, умение ловко стрелять из лазерной винтовки и неземная красота. (Режиссер картины Роже Вадим заметил, что Барбарелла более всего напоминает «повзрослевшую Алису в космической Стране чудес»). Космический корабль Барбареллы «Альфа-7» (или просто Альфи), носитель искусственного интеллекта.

Темная Королева (или Великий Тиран), владычица планеты Литеон, правящая городом Сого (сокращенно от Содом и Гоморра – город, вполне соответствующий своему названию). Уже упомянутый Дюранд Дюранд, скрывающийся в Сого. Матмос – полуразумное озеро «жидкого зла», на котором расположен город. Озеро питается любой отрицательной энергией (от отчаяния до ненависти), поэтому жители расположенного рядом с Сого Лабиринта считают, что Матмос специально управляет сознанием жителей Сого, побуждая их к новым злодействам и грехам.

Марк Хэнд, Охотник, встретивший Барбареллу, когда он ловил маленьких детей для доставки в Сого. Профессор Пинг, питающийся орхидеями, и Пигар, слепой ангел, из Лабиринта - колонии, куда высылаются из Сого все добрые создания. Пигар соглашается сопровождать Барбареллу в Сого и становится одним из главных героев. Дилдано, лидер восставших против Великого Тирана.

Кадр из  фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

Костюмы

Одежда персонажей весьма необычна, хотя бы потому, что в ее создании принимал участие известный кутюрье Пако Рабанн. Костюмы Барбареллы составлены из всех возможных фетишей фантастической одежды, позаимствованных еще из комиксов. В ее нарядах и макияже отразилась странный, хотя порой и весьма интересный стиль 60-х годов. В моде, имеющей свойство повторяться, периодически происходит возвращение «стиля Барбареллы», а саму героиню, кроме эпитета «силиконовая», часто награждают титулом «идеальная женщина 60-х».

Другие персонажи одеты не менее странно, чем Барбарелла. Костюмы Черной Королевы, призванные выражать ее величие и могущество, состоят в основном из нижнего белья и черных кружев, на ангеле, вместо положенной белой хламиды, имеется всего лишь пара крыльев и набедренная повязка. Город Сого одеждой жителей и своими интерьерами напоминает громадныйй садомазоклуб, а королевская стража с ее устрашающим оружием и хлыстами из черной кожи могли бы быть прототипом для дроидов Дарта Вейдера из «Звездных войн».

Научная фантастика?

Чего, пожалуй, меньше всего в «Барбарелле», так это настоящей науки, зато предостаточно псевдонауки в лучших комиксовых традициях. Но фильм и не претендует на абсолютную научную достоверность того, что происходит на экране. Чаще всего описываемые явления вопиюще недостоверны в научном отношении. То же наблюдается и в оригинальных комиксах, где автор пытался использовать приемы Льюиса Кэрролла и его книг об Алисе.

Некоторые «сомнительно-научные» моменты в фильме:

  • таблетки, погружающие астронавта (Барбареллу) во время космического полета в состояние «спячки»;
  • позитронный луч Дюранда Дюранда разрушает вещи путем помещения их в «четвертое измерение»;
  • портативный детектор мозгового излучения, который должен предупредить Барбареллу о близости Дюранда Дюранда;
  • «Ледомобиль» Марка Хэнда по сути не что иное, как огромные сани с парусом, использующим «самовоспроизводящийся» ветер;
  • энергетическое оружие фаллической формы, которое абсолютно бесполезно при поломке силовой оболочки;
  • во времена Барбареллы на Земле перед любыми отношениями необходимо было пройти «психокардиограмму»;
  • «экстатические пули» вызывают у раненого оргазм без всякого иного физического контакта;
  • принадлежащая Черной Королеве Комната Фантазий окружена невидимой энергетической стеной, открываемой секретными ключами. Поскольку ключи невидимы, их можно найти по характерному звону. К сожалению, замочные скважины найти невозможно никак.

Кадр из  фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

Другие элементы фильма

В качестве декораций в фильме использовался такой интересный элемент культуры хиппи, как лавовая лампа, созданная в 1963 году компаний «Крестворт». Завораживающее зрелище медленного перемещения масляных пузырей в жидкости применялось для создания эффекта путешествия со сверхсветовыми скоростями и для изображения Матмоса. Когда создатель лампы, Крэйвен Уолкер, посмотрел «Барбареллу», он предложил переименовать компанию «Крестворт» в «Матмос», и английская фабрика по созданию лавовых ламп сохранила это название до сих пор.

Многим запомнился также саундтрек фильма, где выделяются несколько песен, написанных Чарльзом Фоксом и исполненные «Glitterhouse» - милых идеалистичных песенок про любовь.

Интересные детали

1968 год был довольно урожайным на научно-фантастические фильмы, самым громким из которых стала, пожалуй, «2001 год: космическая одиссея». И трудно представить себе два фильма, более несхожие, чем шедевр Кубрика и космическая сказка Роже Вадима. Но хотя эти фильмы имеют гораздо больше различий, чем сходств, у них все же есть важная общая черта: оба оказали немалое влияние на моду, дизайн, вкусы людей и пристрастие их к научной фантастике.

Фильм был создан Роже Вадимом в пику захлестнувшим Европу фантастическим фильмам Голливуда. Режиссёр намерено отказался от всех натурных съёмок, поместив героев в нелепые павильонные декорации и обрядив их в шокирующие эротические костюмы. Многие режиссёры фантастического жанра и фильмов ужасов были вдохновлены художественными образами картины и использовали их в своих работах.

В 2004 году британский журнал «Фильм Ревью» провёл опрос по поводу самых сексуальных героинь из фантастических фильмов. Всех современных красоток обошла Барбарелла.

Британская поп-группа новой волны «Дюран Дюран» взяла себе имя главного негодяя этого фильма.

Племянниц Великого Тирана зовут Стомоксис и Глоссина. Это названия мух. Стомоксис – это лошадиная муха, а Глоссина – африканская муха Цеце.

Марсель Марсо, всемирно известный пантомимист, сыграл в фильме свою первую не немую роль – Профессора Пинга. Оказалось, что у него прекрасный голос, а играет он даже лучше, чем вы можете себе представить – и без всяких пантомимических штучек.

Популярная в 1980-х группа Duran Duran взяла себе название по имени злодея-ученого из фильма. Но, к несчастью, диджеи на американском радио делали ошибки в названии, и последняя буква “d” была утеряна, хотя вряд ли это отразилось на популярности артистов.

Мультипликационный сериал «Барбарелла» выходили в прокат до 1994 года. Жан-Клод Форест продолжать придумывать новых персонажей, но в целом герои стали менее провоцирующими, хотя так же рискованно одетыми. А оружие Барбареллы и инструменты ее помощниц по прежнему имели странные двусмысленные формы, как и лазерные пистолеты в фильме.

Интересно, что слово, служившее паролем в штабе Дилдано, на самом деле является названием маленького городка в Уэльсе, Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch. Естественно, местные жители сократили название до Llanfair. Но энтузиасты могут попытаться выучить его целиком.

Кадр из  фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

Ключевые слова

Добро и зло, ангел, космос, секс, слепота, куклы, город, полет, мех, невидимка, лабиринт, оргазм, таблетка, планета, робот, революция, космический корабль, стриптиз, телепортация, тиран, невесомость.

По материалам сайтов mars-x.ru и ru.wikipedia.org/

На съёмках  фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

ДЖЕЙН ФОНДА и РОЖЕ ВАДИМ

Постер фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"

Постер фильма "БАРБАРЕЛЛА / BARBARELLA"