АУРА / EL AURA

Аргентина, 2005, 132 мин.
режиссер: ФАБИАН БЬЕЛИНСКИ
в ролях:
РИКАРДО ДАРИН, ДОЛОРЕС ФОНЦИ, АЛЕХАНДРО АВАДА, ПАБЛО СЕДРОН

Участник конкурсных программ международных кинофестивалей в Санденсе (США) и Сан-Себастьяне (Испания).
Выдвинут от Аргентины на премию Оскар в категории: лучший иностранный фильм.
6 премий аргентинской ассоциации кинокритиков, Буэнос Айрес, Аргентина, 2006: лучший фильм, сценарий, режиссура, операторская работа, мужская роль, звук. Номинации в категориях: лучшая музыка, монтаж, работа художника-постановщика и эпизодическая мужская роль.
Международный фестиваль иберо-американского кино в Картагене, Колумбия, 2006: Золотой приз за лучшую режиссуру.
Аргентинская национальная премия в области аудиовизуальных искусств Clarin Entertainment Awards, Буэнос Айрес, Аргентина, 2005: приз за лучшую операторскую работу.
Международный кинофестиваль в Гаване, Куба, 2005: премия ФИПРЕССИ лучшему фильму.
Ежегодная премия Premios ACE за лучшие произведения испаноязычного театра, кино и ТВ, Нью-Йорк, США, 2006: лучший актер (Рикардо Дарин).

оператор:
ЧЕККО ВАРЕСЕ

музыка
ЛУКИО ГОДОЙ

ССЫЛКИ
Официальный сайт фильма (на испанском языке)

 

 

ФИЛЬМ
Он — таксидермист, больной эпилепсией. Аурой называется обморок, предшествующий внезапному эпилептическому приступу, — миг клинической смерти, отключения сознания, потери идентичности. Не случайно имя героя ни разу не произносится. Не случайно он занимается производством чучел — ни живых, ни мертвых. Одиночка и интроверт, он заводит себя тем, что проворачивает в голове идеальные — бескровные, незаметные — ограбления. До тех пор пока не появляется шанс осуществить задуманное и испытать фатальную разницу между желаемым и действительным. Поехав на охоту, герой нечаянно убивает человека, перепутав его с дичью. Жертвой оказывается криминальный тип, незадолго до гибели подготовивший план налета на инкассатора. Безымянный герой ступает на его место…

Эта великолепная картина стала культовым аргентинским фильмом последних лет. Ее замысел режиссер вынашивал двадцать лет, со времен окончания киношколы. Он начал еще студентом с короткометражных лент по прозе Кортасара и Борхеса. Работал на телевидении, в рекламе. "Аура" стала вторым и последним полнометражным филльмом режиссера. В 2006 году Фабиан Бьелински внезапно скончался на 48-м году жизни от инфаркта в одном из отелей бразильского города Сан-Паулу, куда прибыл с целью проведения кастинга для своей новой работы.

 

 

Идея и первые сценарные наброски возникли еще в 1984 году. Тогда речь шла о полицейском триллере с простой и четкой (без отклонений) структурой, внятной моралью, мотивами жертвоприношения, искупления. Но «Аура» вышла насыщенной и метажанровой, прозрачной и поливалентной — без всяких моральных подпорок, уместных в полицейских триллерах. Следы былого замысла заметны в ленте, но они — ложные. Концепция «ложного следа» наиболее точно соответствует строению и философии нелинейного и объемного фильма Бьелински.

Напряженная и разреженная атмосфера «Ауры», чьи события разворачиваются не столько ночью, сколько при слепящем, ослепляющем дневном свете — на пустынных равнинах и холмах Патагонии, вгоняет в сумрак, близкий к состоянию ее протагониста, застывшего между судьбой и случаем, своей и чужой жизнью. Этой атмосфере ближе всего свинцовый дух классического нуара с его обессиленными мужественными героями, испытавшими крах иллюзий и идеалов и готовыми к краху реальности. По мнению очевидцев, работа Бьелински и есть современный нуар, немыслимый без экзистенциальной протяженности и прививки иррациональности.

В «Ауре» нет никакого «магического реализма»: cвою гипнотическую образность фильм черпает из минималистской среды и отрешенной органики актера Рикардо Дарина с его замедленной, выжидающей пластикой, отстраненной психофизикой, стертой харизмой. На его почти неподвижном, безучастном лице-маске — усталость от жизни и равнодушие к смерти.

 

 

Городская фактура нуара заменена на негородскую натуру. Вместо наркотического урбанизма — джунгли дикой природы, непроходимые степи и лесные массивы, выжженные, с убийственной перспективой латинские пейзажи. Закрытость, непроницаемость героя и открытость, сквозистость окружающих его просторов — один из визуальных контрастов картины. Небывалая киногения пространства, тревожного и бесшумного, становится дополнительным — наравне с виртуозной интригой — источником саспенса.

Своего героя Фабиан Бьелински именует наблюдателем, а можно сказать — невидимкой, и наделяет его фотографической памятью — по контрасту с хроническим беспамятством фотографирующего все подряд (на «Полароид») персонажа из «Мементо» Кристофера Нолана, тоже современного нуара, но — «полароидного», без отрыва от повседневности.

Настоящий нуар сегодня все чаще доступен в стилизации — так эффективнее и эффектней. Прекрасный пример — «Человек, которого не было» Коэнов. Нуар в фильме Бьелински сделан напрямую, без опосредования. Он не уязвлен разрывом с традицией. Когда-то этот американский жанр реанимировали и переосмыслили авторы из Европы. Теперь что-то подобное сделал латиноамериканец Фабиан Бьелински. Сделал «кончиками пальцев» — на волне глубокого, ровного, эпического режиссерского дыхания и могучего, медитативного — с внутренней тягой — ритма. © Евгений Гусятинский, "Искусство кино" (2005)