ГОСПИТАЛЬ БРИТАНИЯ
BRITANNIA HOSPITAL

Великобритания, 1982, 116 мин.
режиссер: Линдсей Андерсон
в ролях:
Леонард Росситер, Малкольм Макдауэлл, Брайан Петтифер, Джон Моффатт, Фултон Маккэй, Вивиан Пиклз, Барбара Хикс, Грэм Кроуден, Джилл Беннетт, Питер Джефри и др.
12+

*   Международный фестиваль фантастического кино Fantasporto, Порто, Португалия, 1983: приз зрительского жюри.

Финальный фильм "Трилогии Мика Тревиса", которая началась еще 14 лет назад бунтарским фильмом 60-х "Если...", продолжилась дзен-буддистской медитацией 70-х "О, счастливчик!", и теперь, в 80-е, завершилась острой социальной сатирой на Тэтчеровскую Британию. Все тот же Мик в исполнении все того же Малкольма Макдауэлла воплотился здесь в репортёра, проникающего на территорию больницы безумного доктора Миллара, чтобы снять происходящие там безобразия. А происходит там трэш и угар, абсурд и дичь. Доктор по заветам "Франкенштейна" из частей тел пациентов клепает нового совершенного человека, больница стоит на ушах, принмает пострадавших от террактов и готовится к визиту Королевы, за стенами бушуют социальные протесты, а в коллективе происходит своя, полная абсурда и несправедливости жизнь. Ведь госпиталь Британия - это "всё, что осталось от Англии", некогда могущественной империи, а теперь жалкого приюта фриков, пожилых магнатов, африканских диктаторов и прочего паноптикума живых существ.

Шотландский актёр Джон Бетт перевоплотился здесь в даму из Букингемского Дворца, прибывшую в больницу для подготовки визита Королевы. В то время популярность Короны была крайне низкой - это связано и с окончательной утратой страной имперских амбиций, и с социальными катаклизмами (обнищанием, забастовками, левыми демонстрациями), и с конфликтом в Северной Ирландии, и с терроризмом. Королевский двор казался живущим своей аристократической жизнью в белых перчатках посреди бушующего океана реальной человеческой драмы - за что справедливо подвергался презрительной критике, одним из воплощений которой и стал этот фильм. А персонажи из королевского дворца - одни из самых комичных в нём.

Сам фильм балансирует между социальной сатирой, философской притчей о природе и предназначении человека и даже кровавым хоррором, а маньяк-доктор Миллар в финале внезапно разражается соврешенно разумной и пылкой речью о человеческом роде, упадке цивилизации и необходимости нового интеллекта. Его новое изобретение - искуственный мозг Генезис в полной тишине зала декламирует монолог Гамлета. Народ безмолствует.

"Абсурдность человеческого поведения на пороге двадцать первого века слишком экстремальна и слишком опасна, чтобы позволить нам роскошь сентиментальности или слез. Но, глядя на человечество объективно и без снисходительности, мы можем надеяться спасти его. Смех может помочь". — Линдсей Андерсон